Предмет, проблемное поле и функции социальной философии

Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культу­ре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, антиномии объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике. Исследование общества в различных его измерениях всегда было одним из приоритетных направлений в рамках отдельных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.

В социальной философии сформировались две исследователь­ские модели, по-разному трактующие задачи и предназначение философской рефлексии относительно анализа общества, исто­рии и человека как субъекта социокультурного взаимодействия: ценностно-нормативная социальная философия и научно-реф­лексивная социальная философия.

В рамках первой модели, начи­ная от платоновского идеального государства, утопических идей социализма, идеологии коммунизма и до философских концеп­ций Ф. Ницше, П. Сорокина, Н. А. Бердяева и других, предпочте­ние отдается обоснованию желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования в истории, предназна­чения истории как соответствующей высшей ценности человечес­кого бытия, что позволяет рассматривать понимаемую в таком ракурсе философию как ценностно-ориентированное самосозна­ние различных эпох человеческой истории.

В рамках же второй модели акцент делается на анализ сущности социальной реально­сти как подсистемы целостного мира, собственной логики развития общества, истории и человека, предпринимается попытка эли­минировать ценностные установки и предпочтения субъекта, по­строить концепцию рефицируемого знания и категориально­ понятийную матрицу социума. Такой подход, родоначальника­ми которого в XIX в. стали Сен-Симон, Кант, Маркс и Энгельс, Спенсер и другие, сближает социальную философию с теорети­ческой социологией и сопряженными дисциплинами (полити­ческой экономией, антропологией и т.п.).

В то же время описанные модели социальной философии вряд ли следует противопоставлять друг другу. По мере становления и институализации отдельных социальных наук к концу XIX в., фор­мирования их эмпирического базиса, категориального аппарата и специфических законов, осуществляется самоопределение соци­альной философии, включающей в себя и исследование системы ценностей, норм и подходов в исторической ретроспективе, и совокупность методов и принципов анализа социума, выявления специфики социальных объектов и процессов, построения соци­ально-структурных моделей общества и социальной динамики.

Сводя воедино универсальные, исторически инвариантные харак­теристики социальной организации, поднимаясь над конкретны­ми пространственно-временными формами существования соци­осистем, социальная философия выходит на наиболее общие принципы социальной статики (например, принципы выделения подсистем общества или сфер общественной жизни) и социаль­ной динамики, рассматривающей общество как саморазвивающуюся целостность в своей самоидентичности и изменении каче­ственных состояний.

Оставляя конкретный анализ социальных структур за со­циологией, социальная философия исходит из плюрализма и альтернативных подходов при выявлении статуса закономер­ностей социального процесса, объективных сущностных зако­нов в социальном процессе, творимом свободной волей челове­ка, при ответе на вопрос об источниках социальной динамики (от утверждения в качестве такого человеческих материальных потребностей и противоречий между производительными си­лами и производственными отношениями до актуализации ду­ховных смыслов и социокультурных параметров как механиз­мов изменения социальных систем).

Это же касается и разнооб­разия при интерпретации проблемы роли личности в истории, взаимоотношений “героя и толпы”, “массы и элиты”, “эволю­ции и революции”, прогресса и регресса, вечности и повседнев­ности и т.д.

Социальная философия – это философия общества, выявля­ющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (обще­ственного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизованной системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет не­обходимости философской рефлексии над обществом, над раз­личными концепциями и направлениями, в которых предпри­нимаются попытки анализа и объяснения самых разнообраз­ных феноменов социальной жизни.

Развитие различных част­ных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет задачи философского исследования обще­ства, построения различных моделей социальной онтологии, вы­явления специфики социальной реальности, взаимодействия раз­личных феноменов общественного сознания и социальных явле­ний друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоз­зренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

На определенной стадии развития конкретно-научная реф­лексия над обществом с необходимостью переходит на уровень философской рефлексии, когда выстраиваются различные иссле­довательские программы в обществознании, предлагаются аль­тернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновываются критерии стратификации, рассматриваются проблемы и типы цивилизационной динамики и культуротворчества, появляются разнообразные футурологические модели развития человечества. Названные проблемы и понятия составляют категориаль­ную матрицу и исследовательское поле социальной филосо­фии, или философии общества.

Социальная философия ставит перед собой следующие воп­росы: какова специфика социального бытия, существуют ли за­коны общественной жизни, как сочетаются свобода и творчес­кая устремленность личности с социальными традициями и нор­мами, каково соотношение власти и нравственности, эмпиричес­ кого и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процес­се философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет со­бой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становле­ние человеческой личности невозможно вне общества, вне усвое­ния социального опыта, мира культуры и науки, программ пове­дения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследу­ющего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявля­ются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремя­щиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, ду­ховная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

В понятии общества отражаются и его объективно-материаль­ные (экономические) факторы (П. Лафарг, А. Смит, К Маркс и дру­ гие), и духовные параметры (С. Франк, В. Соловьев, Н. Бердя­ ев, К. Ясперс, П. Сорокин, О. Шпенглер и другие), и субъектно­ личностные измерения (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие).

Учитывая, что понятие общества охватывает столь метафизи­ческим смыслом предельные основания человеческого бытия, его часто рассматривают как однопорядковое с категорией социаль­ной реальности как основополагающей категорией социальной онтологии в структуре философского знания, задающей страте­гию интерпретации социального бытия.

Наряду с категорией со­циальной гносеологии, выявляющей специфику философского знания об обществе, его взаимосвязь с гуманитарным, естествен­нонаучным и техническим знанием, философско-методологические основания социально-гуманитарной рефлексии, категория социальной реальности определяет ракурс философского позна­ния при исследовании сущностных измерений философии исто­рии, философии культуры, философии техники, философии по­литики и т.д.

Социальная философия как философия общества, выявляющая закономерности его развития, своими корнями уходит в да­лекое прошлое. Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – 1-й половины XIX вв., когда воз­никают попытки построения систематического обществоведения.

К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы или исследовательские программы как систе­мы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описа­ния и объяснения общественных явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в эко­номике, политике и других сферах социальной жизни.

Философское осмысление социального бытия, динамики об­щественных процессов в рамках социальной философии позво­ляют выполнять ей мировоззренческую и методологическую функции не только по отношению к социально-гуманитарному, но и к естественнонаучному знанию, обосновывая идеалы мо­ральной ответственности ученых при решении научных про­блем, критерии периодизации истории соответствующей науки, поиска новых мировоззренческих ориентиров при решении гло­бальных проблем современности, анализа социокультурных предпосылок научного знания.

В тоже время открытия современ­ного естествознания, его обновление, открытость, отход от кон­цепции жесткого детерминизма и независимого субъекта, господ­ствующего над миром, фиксация необратимости, вероятности, “свободы выбора”, альтернативы, обогащают и трансформиру­ют само понимание наук “о духе”, о человеке, об обществе.

Те идеи, которые получили физико-математическое обоснование в естествознании, с необходимостью входят в социальную фило­софию, социально-гуманитарное знание, в результате чего чело­век и общество уже не могут рассматриваться с позиций жестко­го детерминизма, единой модели развития, однолинейности, от­каза от выбора, альтернативы, случайности, непредсказуемости, а система ценностей, наработанная в рамках социальной фило­софии, становится неотъемлемой шкалой и точкой отсчета в ес­тественнонаучном поиске.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)