Философская и общественная мысль Беларуси

В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственно­ стью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств.

В качестве важнейших периодов можно выделить следующие:

  • распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.);
  • преобладание схоластической философии (XVII – первая половина XVIII вв.);
  • распространение филосо­фии просвещения (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.);
  • распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.);
  • гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.).

Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Бе­ларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (около 1490-1541). Он родился в Полоцке в купеческой семье. Окончил Краковский университет (1506), получив степень бакалавра свободных наук.

Экстерном сдал экзамен в Падуанском университете (1512) и стал доктором лекарских наук. В дальней­шем он предпринял издание переведенных им на свой родной язык библейских книг, которые сопроводил своими предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа.

Возможности улучшения жизни людей Ско­рина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы “прироженые” (естественные) и “писаные”. Естественный закон “на­писан есть в сердце каждого человека”, согласно ему нужно “того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети”. Поскольку некото­ рые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учредить таковые для “людей злых, абы боячися казни, усмирили сме­лость свою”.

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовско­го развернулось движение Реформации,оказавшее значительное вли­яние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации – антитринитаризма- был Сымон Будный (1533— 1593). Он издал на белорусском языке “Катехизис” и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями.

По существу, он занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Он от­верг догмат о божественной природе Христа, называя “вздором со­фистов” утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного стали предметом полемики в среде западноевро­пейских реформаторов.

После Люблинской унии (1569), ознаменовавшей образование Речи Посполитой, на белорусских и литовских землях интенсивно утверждался орден иезуитов, ставший главным орудием Контрре­формации. Иезуитские коллегиумы (средние учебные заведения) открывались во многих городах Великого княжества Литовского (По­лоцк, Несвиж, Орша, Гродно, Брест, Минск и другие), они стали пре­обладающим типом учебных заведений в Великом княжестве Литов­ском.

Закрывались белорусские школы и типографии. Официаль­ным языком в Великом княжестве Литовском стал польский. В 1579 г. была основана Виленская иезуитская академия (университет), кото­рая служила главным теоретическим центром и проводником идей Контрреформации в Великом княжестве Литовском. В ее состав вхо­дили факультеты теологии и философии.

В 1644 г. к ним добавился юридический факультет. Складывалось такое положение, что получить образование оказывалось возможным только в иезуитских учеб­ных заведениях. В XVII в. в академии основными дисциплинами были теология, схоластическая философия, латинский язык. На фи­лософском факультете изучались логика, психология, физика и метафизика Аристотеля, трактовавшиеся в духе Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно про­слыл В . Тылковский (около 1624-1695). Как иезуитский писатель он был популярен не только в Речи Посполитой. Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Па­риже, Вене, Аугсбурге и других городах. Крупнейшее сочинение В. Тылковского – девятитомная “Занимательная философия” – систе­матизированное изложение учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского. Большую популярность имела его книга на польском языке “Научные беседа, содержащие в себе почти всю фи­лософию”.

Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основ­ная работа, “Логика”, написанная на латинском языке, пользова­лась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. По прин­ципиальному для схоластической философии вопросу об универса­лиях М. Смиглецкий придерживался позиции реализма. Наряду со схоластическим реализмом, в Виленской академии получил распространение и умеренный номинализм. Его сторонниками были И . Кимбарас, Г. Станиславский, С. Крюгер, К. Вежбицкий.

Острое противоборство между основными христианскими конфессиями, взаимные обвинения, угрозы и преследования не только разжигали религиозные страсти, но, с другой стороны, вызывали у некоторых людей неприязнь к религии. Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь ате­иста Казимира Лыщинского (1634-1689). Дворянин по проис­хождению, он получил начальное образование в Бресте, затем в Виленской академии, стал преподавателем в одной из иезуитских школ.

В дальнейшем он отрекся от духовного сана, вернулся в име­ние Лыщицы Брестского повета, женился и посвятил себя педаго­гической, общественной и научной деятельности. В своем имении открыл школу и сам преподавал в ней. Подосланный к Лыщинс- кому провокатор в 1687 г. выкрал часть его трактата “О несуще­ствовании Бога” и переелал виленскому епископу. Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с ру­кописью.

Трактат Лыщинского, написанный на латинском языке и содержавший 265 листов, до нас не дошел, но о его содержании можно судить по материалам судебного разбирательства. В трак­тате говорилось, что “люди… – творцы и создатели богов, и Бог является не действительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому Бог и химера – одно и то же”.

Не­материального начала мира не существует. Лыщинский не верил в “воскресение из мертвых” и “страшный суд”. Он утверждал, что “вера в Бога введена безбожниками. Страх божий внушен не иму­щими страха чтобы [их] боялись”. “Простой народ обманут в своем угнетении более мудрыми лживой верой…” По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе.

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской коллегии. Приняв в 1656 г. монашество, Симеон стал преподавателем Полоцкой братской школы, сблизился со сторонниками единства Беларуси с Россией. Он утверждал, что русский, белорусский и украинский народы происходят из единого корня – “из российского роду”, считал бе­лорусов выходцами из этого рода, а белорусскую землю – “давной русской”. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В мировоззрении С. Полоцкого христианские представления сочетались с антич­ными и новоевропейскими.

Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах – материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. По­лоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность.

О познании Полоц­кий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализ­му: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи от­сутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна кни­ге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чув­ственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни лю­дей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жиз­ни, помогает правителям мудро управлять державой.

Во второй половине XVIII в. в Речи Посполитой распрост­ранилась так называемая “эклектическая философия” – соче­тание схоластики с идеями новоевропейской науки и филосо­фии. Переход от схоластики к философии Нового времени проявился во взглядах профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича (родился в 1722 г.).

Как и схоласты, он много внимания уделял логике, но связывал ее уже не столько с теологией, сколько с наукой, считая ее фундаментом всех наук, в том числе и философии. В его трудах рассматри­ваются философские и естественнонаучные идеи П. Гассенди, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Н. Мальбранша, Р. Бойля, Г. Лейбница, X. Вольфа и других ученых, излага­емые в соединении со схоластической философией.

Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала заметно утрачивать свои позиции. В трактатах по философии пошли на убыль споры об универсалиях, все чаще об­суждались взгляды философов Нового времени. В 1773 г. римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов, кончилось господ­ство их идеологии в Виленском университете и в общественной жизни Литвы и Беларуси.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Вид­ным сторонником просвещения был Казимир Нарвут (1738— 1807). Он родился в Лидскомповете, получать образование начал в ГЦучине, продолжил в Вильно, затем – в Италии, Германии, Фран­ции. Нарбут оставил значительное рукописное наследие, в том чис­ле по философии, логике, этике, естествознанию и т.д. Писал свои произведения по-польски.

Издал в Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута на строение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера. Принимая пози­цию деизма, он стремился к освобождению философии от схоласти­ки и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут при­держивался теории общественного договора.

Важную роль в распространении идей Просвещения в Вели­ком княжестве Литовском сыграл Иероним Стройновский (1752-1815). В 1799-1806 гг. И. Стройновский занимал долж­ность ректора Виленской Главной школы, преобразованной при его участии в 1803 г. в Университет. В 1785 г. в Вильно вышла на польском языке его работа “Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов”, получившая широкое распространение как учебное пособие для учащихся выс­ших и средних учебных заведений. В 1809 г. в русском переводе она была издана в Петербурге.

В гносеологии И. Стройновский придерживался позиции сенсу­ализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения И. Стройновского основаны на теории “ес­тественного права”. Он считал, что законы, устанавливаемые в обществе, должны приближаться к естественным. Нравственный по­рядок он рассматривал как часть мирового порядка. Люди в своих заблуждениях способны уклоняться от естественных порядков, но тогда их настигают несчастья.

Стройновский, будучи сторонником теории общественного договора, не разделял вместе с тем представ­ления, будто возникновению государства предшествовало “есте­ственное состояние” (“война всех против всех”). Он считал есте­ственным именно общественное существование человека, а вот го­сударство, по мнению Стройновского, возникло исторически: уве­личение численности людей вынудило их ради пропитания занять­ся земледелием, появилась частная собственность на землю, а вмес­те с тем и потребность в защите частной собственности, и тогда в результате общественного договора было учреждено государство.

Концепцию генезиса мышления и языка разрабатывал Аниол Довгирд (1776-1835). Довгирд родился в поместье Юрковщина Мстиславского уезда Могилевской губернии в семье обедневшего помещика. С 1818 г. он преподавал логику и философию в Вилен­ском университете. Написал на польском языке ряд произведений по философии, логике, психологии. Логика, по мнению Довгирда, предшествует философии в генетическом и методологическом плане.

Самой же логике предшествуют опытные знания. Еще до открытия законов логики люди использовали их на практике, по­скольку опирались на “естественную логику”, а потом уже появи­лась “искусственная логика”, т. е. логика как наука, основанная на опыте и обобщениях. Возникновение и развитие мышления, как полагал Довгирд, обусловлено общением и совместной деятельно­стью людей. Мышление человека неразрывно связано с языком.

Просветительские воззрения на историю развивал Адам Наругиевич (1733-1796). Он родился в Пинском повете, был препо­давателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич напи­сал “Историю польского народа”, отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как де­яния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум.

Взгляд на историю как поступательный закономерный про­цесс развивал также Иоахим Лелевель (1786-1861), идеолог польского национально-освободительного движения, историк. В 1804-1808 гг. И. Лелевель был студентом Виленского университе­ та, в этом же университете он в 1815-1818 и 1822-1824 гг. читал лекции по всеобщей истории. Общая историческая закономер­ность, по Лелевелю, – постоянный, непрекращающийся прогресс, важной силой которого являются действия масс. Идеи И. Лелевеля воодушевляли деятельность тайных студенческих организа­ций. В период Польского восстания 1830-1831 гг. он был предсе­дателем Патриотического общества, членом Временного прави­тельства.

В конце XVIII – начале XIX вв. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. Влия­ние романтизма проявилось в эстетических взглядах Леона Бо­ровского. Боровский родился в Пинском повете, учился в Поста­вах, Вильно. Как сторонник романтически-поэтического восприя­тия жизни, Боровский полагал, что подлинная поэзия более свой­ственна ранней стадии человечества, чем современной.

Началом разрушения первобытной поэзии послужило возникновение зем­леделия в Египте, когда пастушеская кочевая жизнь сменилась оседлой. Эта перемена повлекла за собой ограничение свободы людей: стало выгодным использование рабского труда, потребо­валась тираническая власть.

Наивная и жизнерадостная поэзия свободных кочевников сменилась подневольным трудом массы людей на строительстве пирамид. Возникновение цивилизации с ее отчужденными от человека законами сузило возможности не­ посредственного переживания и проявления чувств. Романтичес­кие воззрения Л. Боровского пробуждали в нем интерес к язычес­ким мифам белорусов и литовцев. Он считал устное народное творчество образцом подлинной поэзии.

В 1817-1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация “Общество филоматов “(любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечёт, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Ло­зинский. Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд. Ведущую роль в разработке важнейших программных доку­ментов организации играли А. Мицкевич и Т. Зан.

Своей целью члены общества объявили самосовершенствова­ние и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие есте­ственному праву и разуму установления. Вслед за И. Лелевелем филоматы рассматривали историю человечества как закономер­ный процесс борьбы за прогресс и свободу.

Филоматы готовили доклады и обсуждали их на заседаниях. Они ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жиз­ни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы вы­работать соответствующие принципы своей деятельности. Ф иломаты под влиянием идеологии романтизма высоко ценили на­родное творчество. Ян Чечёт в своих сочинениях стал пользо­ваться белорусским языком наряду с польским. Общество фило­матов оказало значительное влияние на последующее развитие общественной мысли в Беларуси и Литве.

После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский уни­верситет был закрыт. Систематическое философское образова­ние и философские исследования возобновились лишь спустя почти столетие, с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г. Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884 гг.).

Дунин-Марцинкевич полагал, что необходимо совершенство­вать человеческие отношения путем просвещения и нравственно­го воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину и изображала бы идеальное состояние жизни, простые и доброжелательные отношения. Он проповедовал брат­ское единство людей, простоту и “естественность” жизни, соглас­но многовековым патриархальным традициям, противопостав­ляя их сложности, нравственному хаосу и взаимной вражде, царя­щим в городе.

Белорусский язык Дунин-Марцинкевич считал кре­стьянским, простонародным. Беларусь не представлялась ему са­мостоятельной в национальном отношении. Ценность ее он видел в сохранении лучшего из минувших времен. Культурное своеобра­зие Беларуси определяется для Дунина-Марцинкевича синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уро­вень духовности, а вторая – самобытность. Это единство должно определять, по мнению Дунина-Марцинкевича, характер новой белорусской культуры.

Во второй половине XIX в. заметными явлениями в обще­ственно-политической жизни Северо-Западного края были де­ятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), издававшего “Мужицкую правду”, проповедовавшего идеи крестьянской ре­волюции, общинного социализма, национального освобожде­ния, народнических групп, и газеты “Гомон”, творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897), распространение марксистских идей.

В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты “Северо- Западный край”, “Наша доля”, “Наша Hiea”, большевистская газета “Звезда”. Большую роль в развитии белорусской общественно-по­литической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка ( 187 6 – т б )}Янка К упала(1882 -т 2 ),Я куб Колас(№ 2 -т б), сторонники идеи национальной автономии белорусского наро­да, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и орга­низаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) “Адвечным шляхам”. В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны “свои белорусские формы жизни”, но при этом следует из­бегать “белорусского мессианизма”. В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. “Ис­тинной основой жизни может быть только творчество”. Свобод­ная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.

Систематические исследования и преподавание философии во­зобновляются уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря уч­реждению Белорусского государственного университета и орга­низации кафедры диалектического материализма.

В первые годы существования БГУ видную роль играл про­фессор Владимир Николаевич Ивановский (1867-1939) – спе­циалист в области философии науки, истории философии и психологии. До переезда в 1921 г. в Минск он преподавал в Московс­ком и Казанском университетах. В Минске в 1923 г. был издан его главный труд “Методологическое введение в науку и филосо­фию”. В нем Ивановский рассматривает философию как одну из основных областей (“систем”) культуры.

Философия занимается, прежде всего, вопросами предельными, пограничными в системе человеческих знаний. Ивановский характеризует философию в целом как “осознание человеком основ той культуры, которою он живет, или самосознание культурного, общественного человека, – коротко говоря, самосознание культуры (в человеке)”.

В Минске работал выдающийся исследователь культов и ми­ровоззрений древности Николай Михайлович Никольский (1877-1959), академик АН Белоруссии (1931), член-корреспон­дент АН СССР (1946), автор работ “Мировой и социальный пе­реворот по воззрениям раннего христианства” (М., 1922), ‘ Дох­ристианские верования и культы днепровских славян” (М., 1929), “История русской церкви” (М.-Л., 1931), “Политеизм и моноте­изм в еврейской религии” (Мн., 1931), “Этюды по истории фини­кийских общинных и земледельческих культов” (Мн., 1948), “Происхождение и история Белорусской свадебной обрядности” (Мн., 1956).

В Белоруссии начиналась творческая биография известного специалиста в области истории философии Бернарда Эмману­иловича Быховского (1898-1980). Он родился в Бобруйске, окончил факультет общественных наук БГУ (1923). Работал в Белорусском университете и Центральной партийной школе при ЦК КП Белоруссии. В дальнейшем работал в Ташкенте и Москве. Быховский был одним из руководителей работ по созда­нию трехтомной “Истории философии” (1940-1943). За участие в данном труде он был удостоен Государственной премии СССР. Быховский написал ряд крупных работ о выдающихся европей­ских философах.

В Минске довелось работать в последние годы своей жизни академику АН СССР Георгию Федоровичу Александрову (1908— 1961), который был редактором и одним из авторов вышеупомя­нутой трехтомной “Истории философии”, за которую он также был удостоен Государственной премии СССР. До переезда из Мос­квы в Минск он был директором Института философии АН СССР (1947-1954), министром культуры СССР (1954-1955).

В 1955-1961 гг. заведовал сектором диалектического и историческо­го материализма Института философии и права АН БССР, был профессором кафедры философии АН БССР и Белорусского государственного университета. В Минске Александров завершил три крупные работы по истории социальных идей. Деятельность Г. Александрова оказала благотворное влияние на повышение уровня теоретических исследований в БССР.

В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место зани­мают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), специа­листа в области теории познания, философии и истории науки, философской антропологии. Он окончил отделение философии исторического факультета БГУ (1956). В 1981-1987 гг. заведовал кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ. Ныне он директор Института философии Российской академии наук. В 70-80-е гг. В. С. Степин внес значительный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В последние годы его внимание обращено, прежде всего, к проблемам соотношения универсалий культуры и философских категорий.

В завершение краткого очерка истории философской мысли в Беларуси упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судь­бы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из осново­положников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. В дальнейшем стал профессором Петербургского университета, а после революции эмигрировал в Польшу и руководил кафедрой социологии Вар­шавского университета. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права. Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гим­ назии был один из крупнейших русских философов Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 -1975 ) четыре года (1920-1924) работал в Витебске: преподавал всеобщую лите­ратуру в педагогическом институте и философию музыки в консерватории, читал публичные лекции, занимался активной на­учной деятельностью. Именно в эти годы он разрабатывал свои основополагающие идеи, нашедшие выражение в исследовании творчества Достоевского, в работах МК философии поступка”, “Автор и герой в эстетической деятельности”, “Субъект нрав­ственности и субъект права”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)