Тождество мышления и бытия

Кант полагал, что поскольку разум является инструментом познания, его, как и любой другой инструмент, необходимо пред­варительно изучить, чтобы затем использовать с максимальным эффектом. Гегель же упрекает его в том, что, требуя тщательного исследования возможностей и границ разума до его практическо­го применения, он оказывается в положении человека, который не входит в воду, прежде чем научится плавать, и предлагает иссле­довать разум непосредственно “в деле”, в процессе его практичес­кого применения. Каким образом?

Мировой процесс есть процесс, в котором Абсолют познает свое собственное содержание. Но для того, чтобы познать что бы то ни было, необходимо иметь возможность хорошо рассмотреть познаваемый предмет. Этимология самого слова подсказывает, что предмет – это нечто расположенное перед нами. Но как может рас­полагаться перед то, что составляет внутреннее содержание созна­ния? Для того, чтобы получить возможность взглянуть со стороны на собственную идею (а именно идеи составляют внутреннее содер­жание Мирового духа), необходимо вынести ее вовне, то есть реали­зовать, воплотить в действительность.

Гегель называет такое внешнение идеи опредмечиванием, в результате которого идея получает внешнее выражение и располагается перед познающим субъек­том, получающим, наконец, возможность раскрыть ее подлинное содержание. Всякую вещь мы можем рассматривать как опредмеченную или объективированную идею, а весь предметный мир как связанную систему таких объективаций.

Познание же всякого внешнего предмета можно представить как постижение некой объективированной идеи, представляющее не что иное, как распред­мечивание вещи, перевод ее из предметного плана в ментальный. Например, мастер, изготавливающий какую-либо вещь, опредме­чивает в ней некое содержание собственного сознания. Человек, ос­ваивающий эту вещь, в процессе ее использования восстанавливает в своем сознании ту идею, которая в качестве замысла мастера ста­ла основанием и причиной ее существования.

Но в таком случае вещь лишается самостоятельной ценности, поскольку оказывается лишь посредником между созидающим сознанием и сознанием, по­знающим ее. Но в гегелевской системе и созидающее, и познающее сознания – это все тот же самый Мировой Дух, являющийся един­ственным познающим субъектом, который по совместительству выступает и единственным объектом познания.

Отсюда следует одно из важнейших основоположений всей гегелевской философии – принцип тождества мышления и бы­тия. Согласно этому принципу, традиционное противопоставле­ние мысли и вещи ошибочно. В действительности это одно и то же или, точнее, это две различные формы явленности Мирового Духа, подобно тому, как мужчина и женщина – это не разные существа, а лишь две различные формы бытия единого – человека.

При этом отношения между мыслью и вещью несимметричны, поскольку мысль составляет основу и причину бытия вещи, ко­торая, по выражению Гегеля, есть не более чем ‘инобытие идеи”. Таким образом, и бытие, и мышление оказываются лишь двумя ипостасями Абсолютной идеи как некого органического един­ства того и другого. Отождествление мышления с бытием приво­дит к тому, что в гегелевской философии логика отождествляется с онтологией.

Выступая как наука о необходимых определениях мысли, та же логика одновременно становится и наукой о необ­ходимых определениях бытия, поскольку последнее оказывается явленным так, как оно было замыслено, то есть в соответствии с Абсолютной идеей. Конечно, Гегель имеет здесь в виду не аристо­телевскую силлогистику, а созданную им самим особую – диа­лектическую – логику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)