Проблемное поле и контуры неклассической философии

Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироуст­ройства и действительным миром, зачастую антиразумным, то есть иррациональным, иным по своей природе.

Кризис рационализма, переживаемый неклассической фило­софией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализа­ции альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (лат. irrationalis – неразумный, бес­сознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращающего внима­ние на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)

В рамках неклассической философии центральной философс­кой программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомнева­ ющееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразу­ющее природу и социум.

В соответствии с этим речь идет не о воз­можности получения из глубин рафинированного неискаженного сознания универсальных истин, которые затем используются для менторского просвещения массы, а напротив, о прояснении “заб­рошенного” в наличный мир сознания, испытывающего массиро­ванное, репрессивное социальное воздействие. Главное, что вол­нует неклассическую философию – это понимание того, что про­исходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им.

Неклассическая философия за­дается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечат­лительность, духовно-психологическую независимость индивиду­ального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении. От монологического назидательного стиля мышления неклас­сическая философия переходит к диалогической, субъект-субъект- ной стилистике. Новый тип философствования в качестве предпо­лагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, по­лагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно-образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации.

Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. При­чем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (в философии жизни, волюнтаризме), ин­туитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным актам и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора, в “пограничных ситуациях”, в процессе непрекращающегося само- созидания и становления (в экзистенциализме).

В силу критического отношения неклассической философии к рационализму происходит, в частности, переосмысление новоев­ропейского рационализма, в результате чего расширяются рамки рациональности. Научную рациональность ряд исследователей начинает рассматривать лишь как одну из разновидностей мно­жества специфических типов рациональности (вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная и т. д.).

Происходит изменение классических идеалов строгости по от­ношению к философскому языку, который становится более гиб­ким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предлагается в качестве варианта “романтической” постклассической солидарности за регулятивный идеал принимать образ, метафору, картину и тому подобное (Ричард Рорти).

В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – перехо­де от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отно­шений между языком и миром, выдвигая на передний план комму­никативную роль и функцию языка (лингвистическая филосо­фия, структурализм, постструктурализм).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)