Проблема данности мира. Феноменологическая установка

Из сказанного ранее видно: для того, чтобы все конкретные про­блемы феноменологической философии рассматривать в ее соб­ственных сущностных границах и в том специальном повороте взгляда, который требовал выдерживать Гуссерль, необходимы “ис­ключение всей совокупности мыслительных привычек” и новый – совершенно измененный, в сравнении с естественными установками опыта и мысли, – способ установки, или так называемая “феноменологическая установка”.

Введение в феноменологическую пробле­матику как раз и сложно тем, что феноменология предполагает осо­бый и систематически выдерживаемый поворот взгляда философа, направленность которого отличается как от обыденного взгляда на мир, так и от теоретических (научных и метафизических) концеп­ций, относящихся к описанию существующего.

Почему необходим такой поворот от мира к рефлексивному самоосмыслению? Что и почему отвергает Гуссерль, предпринимая свой, на основе феноменологической установки, поиск достовер­ного и очевидного фундамента человеческого опыта?

Необходимость и возможность перехода к феноменологичес­ кой установке можно прояснить, выделив два обстоятельства, ко­торые постоянно подчеркиваются и разъясняются Гуссерлем и понимание которых является условием для уяснения сущности феноменологического поворота.

Первое представляется как бы и банальным: мир дан нам по­средством сознания. Поэтому необходимым условием действи­тельного понимания и обоснования преднаходимого опыта мира является описание самого сознания. Смысл мира (предметности, Из сказанного ранее видно: для того, чтобы все конкретные про­блемы феноменологической философии рассматривать в ее соб­ственных сущностных границах и в том специальном повороте взгляда, который требовал выдерживать Гуссерль, необходимы “ис­ключение всей совокупности мыслительных привычек” и новый – совершенно измененный, в сравнении с естественными установками опыта и мысли, – способ установки, или так называемая “феноменологическая установка”.

Введение в феноменологическую пробле­матику как раз и сложно тем, что феноменология предполагает осо­бый и систематически выдерживаемый поворот взгляда философа, направленность которого отличается как от обыденного взгляда на мир, так и от теоретических (научных и метафизических) концеп­ций, относящихся к описанию существующего.

Почему необходим такой поворот от мира к рефлексивному самоосмыслению? Что и почему отвергает Гуссерль, предпринимая свой, на основе феноменологической установки, поиск достовер­ного и очевидного фундамента человеческого опыта?

Необходимость и возможность перехода к феноменологичес­ кой установке можно прояснить, выделив два обстоятельства, ко­торые постоянно подчеркиваются и разъясняются Гуссерлем и понимание которых является условием для уяснения сущности феноменологического поворота. Первое представляется как бы и банальным: мир дан нам по­ средством сознания. Поэтому необходимым условием действи­тельного понимания и обоснования преднаходимого опыта мира является описание самого сознания.

Смысл мира (предметности, Итак, при “феноменологической установке” мир редуцирован, “взят в скобки”, но это еще не все – само сознание как эмпирическое сознание конкретного индивида тоже должно быть подвергнуто ре­дукции. Феноменология – не наука о фактах психической жизни. По Гуссерлю, она должна иметь дело с “чистым” сознанием, она – не эмпирическая, но “эйдетическая” наука (наука о “сущностях”).

Для того, чтобы получить доступ к этому первоначальному опыту во всей его целостности, и необходимо эпохе, или трансцен­дентально-феноменологическая редукция, приводящая к чистому Эго (Я). Следует специально отметить, что “эпохе” – не единожды произведенная и оставленная позади мыслительная операция. Она дает доступ в поле феноменов, но она не может быть прекра­щена, она сохраняет свою действенность, ибо специфицирует феноменологию как метод и определяет ее границы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)