Философия Платона

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. – 348/347) – один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией, поскольку она находилась в роще, посвя­щенной полубогу Академу. Платон тоже был противником релятивизма софистов, однако противопоставлял им не диалог, как Сократ, а свое учение о существовании вечных “неземных” истин ( Пидеои»).

Учение об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) – это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Если их никто не может видеть, то на каком основании Платон утверждал, что они существуют? Сама его мысль о суще­ствовании эйдосов – это гипотеза, предположение. Однако без этой гипотезы, как кажется Платону, невозможно объяснить, поче­му существуют определенные вещи.

Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы спо­собны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Мы не могли бы опознавать вещи, если бы не располагали заранее их “видами”, или “гипотезами”, пред-положениями.

Например, что­бы усмотреть в какой-нибудь вещи красоту, нужно уже заранее располагать идеей прекрасного как такового. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

Вместе с тем идея – не только принцип осмысления вещи, но и принцип ее существования, идеальный предел, к которому вещь в своем становлении может приближаться, никогда не достигая его. Всякая вещь причастна каким-либо идеям, например, – идее человека, идее прекрасного, идее блага. Идей множество, но все они находятся в единстве, связаны друг с другом, не сливаясь между собой. Какая-либо идея не может быть сама по себе, не соотносясь с иными, поскольку тогда она была бы неопределен­ной. Только в единстве с иными каждая идея имеет определен­ный смысл.

Идеи соотносятся между собой иерархически, то есть одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них – идея блага. Посредством учения о единстве и множественности идей, о причастности становящихся вещей к неизменным идеям Платон отвечает на вопросы, поставленные философией элейцев: как возможно в теории непротиворечиво мыслить одновременно становление и постоянство, единство и множественность всего существующего.

Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ста­вить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика требует, с одной стороны, охватывать все разрозненное общим взглядом, возводить к единой идее, а с другой – разделять все на виды, естественные составные части. Диалектика – это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши зна­ния достигают предельно возможной для человеческого ума ис­тинности. У Платона, по сравнению с Сократом, акцент в трак­товке диалектики сместился с обсуждения на рассуждение, то есть диалектика обособилась от диалога.

Если человек способен познавать материальные вещи, отно­сить их к определенным родам только благодаря предваритель­ному наличию эйдосов в его уме, то, спрашивается, каким образом эйдосы оказываются в уме человека еще до начала его познава­тельной деятельности? На этот вопрос Платон отвечает теория­ми метемпсихоза и анамнезиса (припоминания).

Опираясь на древние мифологические представления, Платон считал, что души бессмертны, он даже приводил ряд доказательств на этот счет. Душа сама есть эйдос – принцип, организующий тело. Как эйдос она, в отличие от тела, не подлежит становлению и уничтожению. Как эйдос она имеет ту же природу, что и все идеи, поэтому, освобождаясь благодаря смерти от тела и его низменных влече­ний, душа, не отягощенная более материей, может созерцать веч­ные идеи в их идеальной чистоте и полноте. Вот почему у каждой души имеется знание идей.

Однако души, еще недостаточно очис­тившиеся от влечения к обманчивым земным удовольствиям, рано или поздно вновь падут в земной мир и сформируют себе тело, соответствующее порочному складу этой конкретной души. Вер­нувшись к телесному существованию, душа “забывает” знания об идеальных сущностях, приобретенные в период бестелесного су­ществования. Однако получая впечатления от земных вещей, ко­торые причастны идеям, душа угадывает их принадлежность к “видам” (эйдосам), когда-то ею уже виденным. Таким образом, познание вещей оказывается припоминанием ранее известного, но забытого.

Душа, по Платону, имеет три способности, или части: разум, волю и вожделение. Каждая часть души имеет свое назначение и каждая может быть добродетельна, если соответствует своему на­значению. Добродетель заключается для разумной части – в муд­рости, для волевой – в отваге, для вожделеющей – в самооблада­нии. Гармоничное сочетание этих добродетелей образует четвер­тую добродетель – справедливость. Эта справедливость, мудрое равновесие способностей души, является для Платона основным этическим принципом.

Значение четырех добродетелей обнаруживается в сфере поли­тики. Платон, живший в эпоху, когда расшатывались устои един­ства демократического полиса, ориентировал свою этику не на счастье отдельного человека, а на благо целого общества. Впрочем, он стремился не столько к благополучию существующих гречес­ких государств, сколько к идеальному государству, которое спо­собно обеспечить каждому гражданину уровень и образ жизни по его достоинствам, то есть по способностям его души, или по спра­ведливости. Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства.

Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. Сообразно трем способ­ностям души, по мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Необходимы работники, производящие то, что требуется для жизни.

Им приличествует самообладание, умеренность вожделений. Необходимы воины, защищающие общество. Их добродетель – мужество, отвага. Необходимы философы, управляющие всем обществом. Их добродетель состоит в мудрости, в понимании общего блага. Добродетелью всего общества в целом является справедливость. Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждый человек занимал место, соответствующее складу его души, и слу­жил общему благу.

Каждое сословие получает соответствующее воспитание и образование. Для сословия работников достаточно иметь обычные практические навыки и умения. Сословия воинов и философов должны пройти особую подготовку, получить суро­вое, аскетическое воспитание, приобрести теоретические знания.

У представителей двух высших сословий не должно быть никаких индивидуальных интересов, поэтому у них не должно быть семей­ной жизни и индивидуального имущества. Кто служит целому, того не должны связывать частные интересы. Поскольку цель че­ловеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю органи­зацию общественной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)