Феноменологическая редукция и интенциональный анализ сознания

Для достижения области предельных достоверностей Гуссерль подвергает операции “заключения в скобки “(эпохе) все, что имеет прямое или косвенное отношение к “естественному полаганию бы­тия”. “Эпохе” – удержание, самообладание (греч.); в данном контек­сте – воздержание, на основе феноменологической редукции, от “эк­зистенциальных” суждений (суждений о мире, о реальном суще­ствовании или несуществовании того, о чем идет речь). Универ­сальное эпохе осуществляется Гуссерлем “в отношении бытия или небытия мира”.

“В скобки” заключаются (редуцируются) и мир, и “первоначальные прямые восприятия”, переживания, и “наивно заинтересованное Я”, или естественная рефлексия.
“Переживание”, взятое в феноменологическом смысле, или “пе­реживающее сознание”, к которому выходит феноменолог в ре­зультате операции редукции, не тождественно обыденному поня­тию переживания.

Переживания в обыденном смысле слова суть переживания Я как психофизического субъекта, составляющего реальную “часть мира”, и направлены они на реальные объекты и события самого мира. В этой связи Гуссерль замечает: “Мы при­выкли сосредоточивать внимание на предметах, мыслях и ценнос­тях, но не на психическом “акте переживания”, в котором они по­стигаются”.

Акты переживания постигаются только в рефлексии, специ­ально направленной на тот “субъективный опыт”, в котором они “являются”. “Эти явления суть феномены, которые по своей при­роде должны быть “сознанием-о” их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет”.

В феноменологическом сознании, с которым, в конце концов, в результате редукции остается и работает феноменолог, видны разнообразные акты переживания со своими специфическими свойствами полагания объекта. При этом к “переживаниям” фе­номенолог относит любые акты сознания (восприятие, воспоми­нание, суждение, оценку, представление, фантазию, эмоции и проч.).

Для феноменолога “бытие-предметом” осуществляется в опре­деленных интенциональных актах, в которых нечто “является или мыслится в качестве предмета”, и быть предметом означает иметь смысл. Как замечает Гуссерль, “является не мир или часть его, но “смысл” мира”. И этот смысл конституируется в соответствии с определенным модусом переживания, типом его интенции, или направленности на свой предмет.

Интенционалъностъ (понятие средневековой философии, ак­тивно разрабатываемое Брентано, учителем Гуссерля) – одно из центральных понятий гуссерлевской концепции сознания. Под ней понимается свойство переживания (сознания, cogito) быть “сознанием чего-либо “Восприятие есть восприятие чего-то, ска­жем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел; оценивание – оценивание какой-либо ценностной ситуации; же­лание – желательного обстоятельства и т. д.”

Конститутивные части переживания – ноэсис и ноэма. Ноэсис (от греч. noesis – мышление) – акт, осуществляемый сознанием, постигающим смысл. Ноэма (от греч. поета – мысль) – сам этот предметный смысл, постигаемый в акте сознания. Соответствен­но, феноменологическое описание у Гуссерля имеет два направле­ния: поэтическое, или описание акта переживания, и ноэматичес- кое, или описание “того, что переживается”.

В зависимости от типа интенции (представление, фантазиро­вание, ожидание, оценка, познание, страх, ненависть, любовь и другие “ноэтические” акты) конституируется “интенциональный предмет”. Его смысл, или “ноэму”, и коррелятивную связь ее и “но- эсиса” и призван установить и раскрыть предлагаемый Гуссерлем интенциональный анализ сознания.

В спонтанной жизни сознания и в спонтанной человеческой деятельности эти смыслы не тематизируются, не становятся предметом специального внимания, и только феноменологичес­кая “интуиция сущностей “способна, по Гуссерлю, раскрывать их и показывать, как интенциональная структура предмета сопря­жена со спецификой модусов его переживания. Феноменологи­ческая редукция, таким образом, нужна для того, чтобы получить возможность увидеть чистую эссенциальную (сущностную) структуру переживаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)