Следы орудий взлома, инструментов, транспортных средств, производственных устройств, механизмов и их криминалистическое исследование

Следы орудий взлома и инструментов. Виды следов орудий взлома и инструментов.

Преступники, совершая кражи материальных ценностей из магазинов, складов, квартир и других объектов, нередко прибегают к взлому окон, дверей, запирающих устройств, пролому стен и т. д.

Иногда различные преграды взламываются также при поджогах, побегах из мест лишения свободы и при совершении других общественно опасных деяний. Как правило взлом сопровождается частичным или полным разрушением той или иной преграды.

Наиболее распространенным способом взлома является отжим, таким способом преимущественно взламываются преграды, имеющие створки с различными запирающими устройствами (рамы окон, дверцы шкафа, люка и т. д.) Реже встречается такая разновидность взлома, как пролом.

Тонкие фанерные и дощатые стенки или перегородки преступники проламывают каким-нибудь твердым предметом или разрушают их при помощи режущих инструментов.

Прочные деревянные преграды могут разрушаться комбинированным способом, применяя для этого резание, сверление, распиловку, которые нередко сопровождаются применением отжима.

В качестве орудий взлома чаще всего используются слесарные, столярные инструменты (зубило, кусачки, отвертки, молотки и т. д.), а также различные металлические предметы (скобы, куски трубы, арматуры и т. д.).

Металлические предметы преступники иногда находят непосредственно на месте совершаемого ими преступления. Готовясь к совершению преступления, некоторые преступники, главным образом рецидивисты, изготовляют орудия, специально предназначенные для взлома.

Например, «фомка воровская» один конец которой заострен, «уистити» – инструмент для отпирания замков с ключом внутри и т. д.

Известно, что следы орудий и инструментов подразделяются на следы взлома, разрушения преград (трещины, отколы, отщепления, вмятины и т. д.) и следы инструментов, которые не относятся к взлому преград (например, следы резания при перекусе кусачками электропроводов; при срезании ножом веток и т. д.).

Таким образом, в следах отображаются признаки внешнего строения тех участков орудий и инструментов, которые непосредственно входили в контакт со следовоспринимающей поверхностью.

Следы, в которых отобразились признаки внешнего строения, позволяют установить тип и вид орудия (инструмента), которым они оставлены, а при проведении криминалистической экспертизы конкретное орудие. Орудиями и инструментами могут быть оставлены вдавленные (объемные) следы, поверхностные следы, следы скольжения (трения), следы разреза и следы сверления.

Вдавленные следы образуются в результате изменения какой-либо поверхности при ударе, нажиме по ней орудием или инструментом. Во вдавленных следах могут найти отображения признаки внешнего строения контактировавших участков следообразующих объектов – форма, длина, ширина, высота.

Рельеф этих участков отображается в следах в обратном виде, то есть возвышения как углубления, а углубления как возвышения. Вдавленные следы образуются, например, при ударах по преграде молотком, при отжимах полотна двери ломиком и т. д.

Поверхностные следы подразделяются на следы наслоения и отслоения. Наслоение происходит в результате отделения (наложения) частиц посторонних веществ с орудия (инструмента) на воспринимающую поверхность. Отслоение возникает за счет удаления таких частиц орудием с воспринимающей поверхности.

В следах наслоения и отслоения отображаются: форма, размеры (длина, ширина) и детали рельефа участков орудий и инструментов, соприкасавшихся с воспринимающей поверхностью.

Например, след отслоения красителя с поверхности окрашенной двери при отжиме ломиком.

Следы скольжения (трения) образуются при скользящем движении орудия по воспринимающей поверхности. Они возникают при уплотнении или частичном соскабливании материала следовоспринимающей поверхности. Признаки внешнего строения контактирующего участка орудия (инструмента) отображаются в следах трения в виде валиков и бороздок (трасс).

Форма, размеры и расположение валиков и бороздок в следах соответствуют форме, размерам и расположению особенностей внешнего строения участка орудия, контактирующего с воспринимающей поверхностью. Можно сказать, что каждой точке следообразующего обьекта соответствует линия (трасса) в следе.

Например, при воздействии рабочей кромкой стамески на боковую поверхность ригеля замка в результате частичного соскабливания металла.

Следы разреза образуются в результате расчленения воспринимающего объекта режущей кромкой орудия. Неровности рельефа режущей кромки отображаются в следах так же, как и в следах скольжения, в виде валиков и бороздок. Например, следы при разрубе металла зубилом, либо при перекусывании проволоки кусачками.

Следы распила – одна из разновидностей следов разреза. При движении зубья пилы внедряются в материал и оставляют на торцах распила сплошную исчерченность (царапины). Расположение царапин на торцах зависит от формы, размера зубьев, их развода, а также от силы нажима при распиле.

Интересно
Острая пила образует маловыраженную исчерченность, тупая пила – более крупную исчерченность. Ширина канавки неполного распила будет большей у той пилы, которая имеет больший развод зубьев. К распилам относятся также и следы от напильника, если он использовался для перепиливания металлических или других предметов.

След от напильника состоит из наложенных друг на друга царапин, образованных насечкой напильника и расположенных под различными углами. Треугольные, круглые, овальные и плоские напильники образуют при распиле канавки соответствующего профиля.

Следы сверления представляют собой цилиндрические отверстия, образованные сверлом или буравом. Рабочие части сверла и бурава отображаются на стенках отверстий, а их режущие кромки на основаниях (дне) несквозных отверстий. По этому различают сквозные и несквозные следы сверления.

При сверлении образуется стружка, на которой отображаются признаки внешнего строения режущей кромки сверла или бурава.

Объекты, на которых могут быть обнаружены следы орудий взлома и инструментов.

При осмотре мест происшествий следы орудий взлома и инструментов могут быть найдены не следующих объектах:

  • на дверях (вдавленные следы на обвязке двери и дверной коробке, на филенках и других частях дверей; следы разреза, распила и сверления, если части дверей вырезались, выпиливались или высверливались);
  • на окнах (вдавленные следы на нащельнике, брусьях обвязки окна и форточки, подоконной доске, нижней обвязке фрамуги; вдавленные следы и следы скольжения на горбыльках и обвязке окна, замазке; следы разреза на гвоздях, закреплявших стекло в раме окна, на стекле);
  • на стенах, потолочных перекрытиях и полах (вдавленные следы, следы скольжения и разреза на кирпичных, цементных, глинобитных стенах; вдавленные следы, следы разреза, распила и сверления на взломанных или разрушенных деревянных стенах, перегородках, потолках и полах; вдавленные следы, следы скольжения и разреза на кровле, фальцах соединения ее листов; следы разреза и распила на деревянных деталях крыши);
  • на замках (в навесных замках следы распила, вдавленные следы и следы скольжения на дужке и корпусе замка; во взломанных прирезных или врезных замках вдавленные следы и следы скольжения на корпусе, запорной и лицевой планках, на внутренней поверхности лицевой крышки его короба, вокруг ключевой стойки, на торцах и краях скважины для ключа);
  • на дверных задвижках, накладках, закладках и пробоях (вдавленные следы и следы скольжения и распила на запирающих концах выдвижных стержней, петлях, закидных и откидных планках и проушинах, ушках; следы скольжения на гвоздях и шурупах, прикреплявших запирающее устройства к дверям, окнам);
  • на металлических ящиках и сейфах (вдавленные следы и следы скольжения на притворной раме и отжатой дверце; следы сверления, вдавленные следы на дверце в местах расположения винтов и заклепок, удаленных при взломе сейфа; давленные следы на задней стенке короба замка, следы скольжения на торцах скважины для ключа);
  • на шкафах, письменных столах, тумбочках, сервантах и других предметах мебели (вдавленные следы и следы скольжения на дверцах, торцах передних стенок ящиков, на внутренних поверхностях крышек и на запирающих концах ригелей мебельных замков);
  • на контрольных пломбах ( следы разреза проволоки, с помощью которой навешивалась пломба; вдавленные следы на пломбах около отверстий входных каналов и каморы; следы скольжения в виде царапин на стенках входных каналов и каморы);
  • на деревянных тарных ящиках ( вдавленные следы на стенках и брусках каркасов ящиков; на этих же деталях следы скольжения, разреза и сверления; следы разреза на стержнях гвоздей, вбитых в стенки ящиков, на окантовочной металлической ленте);
  • на других объектах, которые могли быть подвергнуты взлому, расчленению и т. д.

С особенностями обнаружения, осмотра, фиксации, изъятия следов орудия взлома и инструментов необходимо ознакомиться самостоятельно.

Экспертиза следов орудий взлома и инструментов. Как уже говорилось, в качестве орудия взлома используются различные бытовые предметы, инструменты, механизмы, аппараты, а также и специально предназначенные для взлома технические средства.

В зависимости от этого на разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Каким способом совершен взлом?
  2. Какие орудия и инструменты использовались для взлома?
  3. С какой стороны производился взлом преграды?
  4. Имеет ли профессиональные навыки в использовании инструмента лицо, совершившее взлом?
  5. Не совершен ли взлом представленным орудием (инструментом)?
  6. Не оставлены ли следы взлома, обнаруженные на разных местах происшествий, одним и тем же орудием?

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом обстоятельств дела и особенностей объектов исследования.

Следы транспортных средств.

Нередко для совершения преступления преступники используют транспортное средство, а иногда транспорт и сам является средством совершения аварии, наезда и т. п.

Как показывает практика, при расследовании преступлений достаточно часто приходится иметь дело со следами транспортных средств.

Под следами транспортных средств понимаются:

  • следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства, например, следы шин, гусениц, полозьев, след подставки мотоцикла и т. д.;
  • части, составлявшие ранее с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него, например, осколки фарного стекла, разбитого при столкновении;
  • вещества, используемые при эксплуатации транспортного средства, например, смазочные материалы, тормозная жидкость и т. д.

Криминалистическое значение следов транспортных средств определяется данными, которые могут быть установлены в результате их осмотра и экспертного исследования.

По этим следам, в частности, можно установить:

  • групповую принадлежность транспортного средства, т. е. его вид, марку, модель;
  • тождество транспортного средства или отдельной его части, вещества;
  • какие повреждения возникли на транспортном средстве в результате повреждения;
  • наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно сделать вывод о неодновременном действии колесных тормозов);
  • отдельные обстоятельства происшествия (например, напрвление движения транспортного средства, и т. д.).

Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты, например, какие вещества или частицы могли попасть на транспортное средство с места происшествия.

Виды следов транспортных средств.

Все следы транспортных средств разделяются на следы ходовых частей (колеса, гусеницы, полозья и т. д.) и следы частей (бампера, радиатора, кузова, борта и т. д.).

Объемные следы образуются на песке, рыхлой земле, влажной глине, дорожном покрытии, снегу, размягченном асфальте и представляют собой углубления, отображающие признаки внешнего строения контактных поверхностей ходовых частей транспорта.

Поверхностные следы остаются на дорогах с твердым покрытием, а также на разных предметах (например, на куске фанеры, доске и т. д.), через которое переехало транспортное средство.

Они могут быть следами наслоения, образованными различными веществами – грязью, пылью, кровью, горюче-смазочными веществами и т. д., покрывающими контактную поверхность колес, либо следами отслоения, которые образуются в результате уноса колесом (кодовой частью) части вещества с дорожного покрытия.

Поверхностные следы часто наблюдаются при въезде транспортного средства с обочин, проселочных дорог на асфальтные шоссе или на шоссе с твердым покрытием.

Интересно
При торможении колеса автотранспортного средства оставляют следы скольжения (торможения). Эти следы возникают обычно на относительно твердых дорожных покрытиях и имеют вид полос, равным по ширине беговым дорожкам колес. По внешнему виду их можно отнести к поверхностным следам.

Следы прочих частей транспортных средств подразделяются на следы удара и следы скольжения.

Следы удара – это вмятины, образованные деталями транспортного средства (крылом, радиатором, кузовом, бампером и т. д.) на различных преградах и объектах (заборах, столбах, другом транспортном средстве и т. д.), с котором оно столкнулось. Здесь следует иметь ввиду, что на самом транспортном средстве также могут остаться следы от объектов, с которым оно столкнулось.

Следы скольжения – это царапины и трассы, возникшие в результате трения контактных поверхностей объектов. Части транспортного средства могут выступать как следообразующими, так и следовоспринимающими поверхностями.

Места и объекты, на которых можно обнаружить следы транспортных средств. Следы транспортных средств отыскивают при осмотре, как на самом месте происшествия, так и на прилегающих к нему участках местности.

Следы транспорта могут быть обнаружены на:

  • полотне дороги, обочине, насыпи;
  • подъездах к месту происшествия и местах возможных стоянок транспорта;
  • внутренних дворах и тротуарах;
  • предметах, обнаруженных на проезжей части.

Следы удара и скольжения обнаруживают при осмотре различных объектов, с которыми могло столкнуться транспортное средство.

Такими объектами могут быть:

  • другое транспортное средство;
  • тело и одежда трупа, обнаруженного на месте происшествия;
  • столбы, деревья, кустарники и другие объекты, находившиеся в непосредственной близости от автодорожного происшествия;
  • заборы, стены, шлагбаумы, придорожные огорождения, бордюрные камни и т. д.

Обнаруженные следы должны быть во время осмотра места происшествия предохранены от возможного их разрушения как участниками осмотра, так и другими транспортными средствами.

Для этого необходимо:

  • найденные следы и места, где они расположены, обозначить каким-либо способом (например, выставить вешки, установить легкие ограждения, обвести следы на твердом дорожном покрытии мелом);
  • проинструктировать участников осмотра и удалить с места происшествия посторонних;
  • укрыть следы от возможного их разрушения под воздействием атмосферных осадков (дождя, снега) используя для этого подручные средства (брезент, листы фанеры, доски, которые укрепляются над следами.

Особенности осмотра следов транспортных средств.

Как уже отмечалось, в результате осмотра следов транспортных средств иногда удается определить групповую принадлежность транспортного средства, т. е. его тип, вид, определить некоторые особенности расследуемого события – направления движения, длину тормозного пути, скорость перед торможением и др.

Для этого необходимо собрать исходные данные, выявить признаки, отобразившиеся в следах, произвести соответствующие замеры.

В следах, оставленных колесами транспортных средств, измеряются:

  • колея – расстояние между осевыми линиями следов, оставленных правым и левым колесами, в сложных случаях измерение можно осуществить между одноименными боковыми границами следов, оставленных правым и левым колесами;
  • ширина следов – расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом (ширина следа обычно соответствует ширине беговой дорожки колеса);
  • глубина следа – расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен;
  • база транспортного средства – расстояние между передней и задней его осями, для этого измеряется расстояние между углубленными вдавленными следами от передних и задних колес при стоянках транспорта на мягком грунте;
  • расстояние между повторяющимися отображениями одного и того же признака (царапина, прокол, дефект отливки и т. д.). Это расстояние равно длине окружности колеса: разделив длину окружности на 3,14, можно получить диаметр колеса, которым оставлен след;
  • длина, ширина и глубина (высота) отобразившихся в следах элементов рисунка шин (грунтозацепов, выступов, канавок, ромбов, прямоугольников и т. д.), особенностей (дефектов эксплуатации);
  • расстояние между отобразившимися характерными особенностями и отображениями боковых краев и отдельных элементов рисунка беговой дорожки колеса;
  • тормозной путь – длина следа торможения, т. е. расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. По величине тормозного пути определяется скорость движения
    транспортного средства.

В следах транспортных средств при осмотре можно обнаружить признаки направления движения колесного транспорта:

  • следы, сформированные грязью, краской или аналогичными веществами, через которое переехало транспортное средство, располагаются с той стороны, в которую совершалось движение;
  • при переезде через грязь или лужу, грязь или вода разбрызгиваются в направлении движения транспортного средства;
  • пыль или сухой снег, поднятые при движении транспорта, оседают веерообразно, раскрытая сторона «веера» обращена в сторону, противоположную движению;
  • внешние концы переломившихся тонких веток, прутиков или соломинок, через которые переехало транспортное средство, отклоняются в сторону его движения;
  • сдвиг почвы в следах колес на рыхлом грунте направлен в сторону, противоположную движения транспорта;
  • капли жидкости (масла, воды) падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону его движения;
  • при переезде автотранспортным средством вдавленного в грунт камня, последний смещается в сторону его движения. На смещение указывает зазор, образующийся между камнем и его первоначальным положением;
  • трава приминается колесами буксующего транспортного средства в сторону, противоположную направлению движения.
Фиксация и изъятие следов транспортных средств производится по общепринятым правилам и описываются в протоколе, фотографируются, схематически зарисовываются, изготавливаются их копии путем изготовления слепков и т. д.

Экспертиза следов автотранспортных средств.

Экспертиза следов автотранспортных средств (АТС) связана с их использованием в качестве орудий, средств или объектов преступления.

На разрешение эксперта чаще всего ставятся вопросы:

  1. Шиной какой модели оставлен изъятый с места происшествия след?
  2. К какому типу (марке) относится транспортное средство, оставившее след на месте происшествия?
  3. Не данной ли шиной, установленной на конкретном транспортном средстве, образованы следы на месте происшествия?
  4. Не данным ли транспортным средством образованы следы его контактного воздействия на определенный объект? Решение данного вопроса имеет много общего с экспертизой статических и динамических следов инструментов и орудий.
  5. Следы производственных механизмов.

В криминалистической практике нередко возникает необходимость исследования частей производственных механизмов и изделий машинного производства.

При расследовании преступлений различные промышленные изделия могут являться вещественными доказательствами по делу.

В частности, подвергая такие изделия трасологическим исследованиям, можно идентифицировать производственные механизмы, с помощью которых они были изготовлены.

Данное исследование особенно актуально в настоящий момент при расследовании преступлений, связанных с изготовлением поддельных ценных бумаг, документов, денежных знаков, различной «подпольной», нелегальной продукции, например, спиртосодержащих напитков.

Так, например, была выявлена группа лиц, занимающихся нелегальным изготовлением так называемой «водки», которая закупоривалась с использованием поточной технологии в металлические банки.

С использованием следов данных производственных механизмов были выявлены точки сбыта, получены доказательства оформления и «упаковки» изъятых в разных местах напитков именно на конкретной линии.

Применяемые в производстве машины (механизмы) обычно собираются из стандартных узлов и деталей, несмотря на это, каждая машина индивидуальна.

Индивидуальность проявляется в неповторимой совокупности присущих каждой машине признаков, которые находят отображение на изделиях, изготовленных на этой машине. Эти признаки являются идентификационными. Отображения идентификационных признаков устойчиво повторяются на всех экземплярах готовых изделий.

Для установления тождества конкретного механизма по его следам на изделии на исследование направляют различные объекты.

К ним относятся:

  • механизм в целом, если это возможно, либо его рабочие части (матрица, пуансон, профильная головка и т. д.);
  • изделия со следами-отображениями внешнего строения рабочих частей производственных механизмов;
  • сравнительные образцы: изделия, изготовленные с помощью проверяемого механизма в тот же период времени, что и исследуемые изделия;
  • экспериментальные изделия – образцы, полученные в тех же условиях, что и исследуемые изделия.

Используемое при изготовлении изделий оборудование можно разделить на три группы:

  • подготовительное – для приготовления материала, заготовок;
  • основное – для изготовления изделия;
  • вспомогательное – для обработки, комплектации, упаковки, транспортировки изделия.

Наибольший интерес представляет основное оборудование, ибо непосредственно оно формирует поверхность изделия.

Изготавливающие механизмы (основное оборудование) имеют следующие рабочие части:

  • пресс-формы (матрицы, пуансоны; выталкиватель на литейных и прессовых формах);
  • штампы (матрицы, пуансоны, фиксаторы, прижимы);
  • прокатные станы (валки и ограничительные стрелы);
  • волочильные машины – волока;
  • экструзионные (выдавливающие) шнековые машины – мундштук и дорн (фильера, формующая щель специальной профильной головки);
  • обрабатывающие станки (режущие кромки резцов и т. д.).

С помощью рабочих частей (непосредственно ими или в них) происходит превращение заготовительного материала в изделия путем прессования, формования, выдавливания, смятия, резания, давления. Именно рабочие части формируют поверхность изделий.

Необходимо иметь ввиду, что машины по изготовлению изделий могут быть стандартными и выпускаться серийно или оригинальными, их производство единично, либо они изготовлены самодельно.

Образующиеся в процессе производства следы на изделиях являются либо статическими, либо динамическими.

Интересно
Статические следы отображают внешнее строение рабочей поверхности механизма. На изделиях они являются своего рода репликами, обратными отпечатками рабочей поверхности механизмов.

Такие следы остаются в результате литья, прессования, штамповки, при этом наружная поверхность изделия отображает внешнее строение матрицы, а внутренняя – пуансона.

Динамические следы (поверхностные или вдавленные) образуются в процессе волочения, выдавливания. Они отображают рельеф поверхности рабочих частей машин. На проволоке, трубах, прутах, и прочих изготовленных волочением изделиях, образуются поверхностные, параллельные друг другу и продольной оси изделия следы скольжения в виде трасс.

Кроме того, на изделиях могут отобразиться другие следы дополнительной обработки, следы среза литника, следы выталкивателя изделий из форм, следы среза выпрессовок на изделиях и т. д.

Экспертиза следов производственных механизмов.

Экспертиза следов производственных механизмов на изделиях – это исследование, проводимое экспертом-трасологом в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства в целях установления тождества (или его отсутствия) конкретного производственного механизма по его следам на изделиях, а также общего производственного источника частей воссоздаваемого целого.

При установлении тождества конкретного механизма по его следам экспертизой решается следующий вопрос: не изготовлены ли изделия или полуфабрикаты, изъятые у определенного лица или в определенном месте, с использованием конкретных механизмов, инструментов (пресс-форм, штампов и т. д.)?

При установлении общего производственного источника экспертизой решаются следующие вопросы:

  1. Не изготовлены ли изделия, изъятые у разных лиц или в разных местах, с использованием одного и того же механизма (инструмента)?
  2. Не изготовлена ли часть предмета с использованием одного и того же механизма (инструмента)? Не составляли ли они ранее одного целого?

Таким образом, работа с материальными следами преступления включает пять последовательных этапов:

  1. Обнаружение следов преступления, выделение из них множества иных (не вызванных преступлением) изменений обстановки.
  2. Фиксация следов, то есть придание им такой формы и состояния, которые позволяют хранить, перемещать и исследовать следы.
  3. Изъятие следов – операция, связанная с перемещением следов в место удобное для исследования.
  4. Исследование следов, то есть получение и осмысление запечатленной в них информации о преступлении и его участниках.

Оценка результатов исследования – сложная интеллектуальная деятельность, связанная с установлением научной достоверности полученных результатов, их относимости и допустимости, определением их места в имеющейся системе доказательств по делу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)