Педагогика и экономика

Коренные изменения системы экономических и общественных отношений в Российской
Федерации обусловили повышение интереса педагогической науки, в частности
школоведения (педагогического менеджмента), к экономике. Изучение быстро меняющейся
среды рынка образовательных услуг и рынка труда осуществляет новое научное направление
экономика образования.

В сложившихся условиях становления рынка образовательных услуг и рынка труда образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за социально-экономическими изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит
свое существование. Скорость модернизационных изменений образовательного учреждения (ассортимента услуг, их качества) должна не отставать, а в момент начала
изменения – по возможности опережать изменения окружающей среды.

Главным фактором выживания на этом этапе становится стратегия развития образовательного учреждения, инструментом выработки которой выступает маркетинговая стратегия.

К настоящему времени отечественный рынок услуг в области образования вплотную подошел к «точке маркетинга»,100 т. е. к ситуации, когда:

  • наращиваемый объем предложения уравновесил доминировавший ранее платежеспособный спрос и стал превосходить его;
  • оформился дифференцированный спрос на образовательные услуги;
  • сложилась развитая инфраструктура рынка образовательных услуг;
  • федеральные и региональные органы власти не в состоянии обеспечить достаточную
    материальную поддержку учреждений образования и им приходится обращаться к
    маркетингу в целях выживания.

В самом общем случае маркетинг можно определить как социальный и управленческий
процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп
посредством создания, предложения и обмена на рынке обладающих ценностью товаров или
услуг.

В сфере образования маркетинг позволяет учесть реально сложившиеся и вероятные в перспективе условия и факторы рынка, а также потенциал и претензии образовательного учреждения, выступающего в качестве активного субъекта рынка.

В своем описании  американской системы образования Ф. Котлер отметил: «Столкнувшись с проблемой уменьшения количества студентов и увеличения расходов, многие колледжи в целях привлечения новых студентов и источников существования обратились к маркетингу. Они определяют целевые рынки, укрепляют связи с общественностью, используют тактику продвижения своих услуг, удовлетворяя тем самым потребности студентов».

Эта ориентация на потребности обучающихся является важной специфической особенностью маркетинга в образовательной сфере.

«Миссия маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии прираще-
ния ценности человека» – считает А.П. Панкрухин. При этом речь идет далеко не только о рыночной ценности, но и о самоценности, и о ценности в общегуманистическом ее понимании,
поскольку каждый из этих аспектов в своем приращении ведет и к приращению остальных.

Наибольший интерес применительно к маркетинговой проблематике образования представляет концепция социально-ответственного маркетинга, провозглашающая задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами и сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.

В соответствии с этой концепцией целевой результат маркетингового управления в сфере образования – наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

  • личности – в образовании;
  • учебного заведения – в развитии и благосостоянии его сотрудников;
  • фирм и других организаций (заказчиков) – в росте кадрового потенциала;
  • общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)