Методология науки и общие методологические проблемы
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности – воплощает в себе самосознание науки (размышления над
способами научно-познавательной деятельности) и играет важную роль в развитии науки.
Методологическое знание содержит характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств,
необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий
ученого в процессе решения исследовательских задач.
В результате рассмотрения научного знания с точки зрения системного подхода А.И. Ракитов выделил в качестве основных подсистем науки следующие группы: проблемы, теории, методы, факты науки. Согласно А.И. Ракитову теории – это «машины» по производству знания.
Совокупность правил, называемых методом, выступает в качестве инструментов, норм, стандартов по эксплуатации «машины». Образующие метод правила определяют в
соответствии с основными характеристиками «машины» виды допустимого «сырья», вводимого
в нее, способы его переработки, предлагаемые виды «готовой продукции» (знаний), способы их применения и т. д. Правила формулируют также требования к соответствующим «средствам получения исходного сырья» (аппаратуре, приборам, инструментам) и к способам
интерпретации «готовой продукции» – применению ее в структуре предметно-практической
деятельности.
Более строго научный метод можно определить как достаточно жесткую систему приемов, каждый из которых базируется на научно обоснованном предписании и ориентирован на приобретение научного знания. В отличие от «неметодических» способов познания (восприятие, воображение, интуиция и т. п.), не имеющих четких границ, каждый метод применяется для решения определенного круга задач, позволяющих выделить четыре четко различаемых уровня.
При выдвижении задачи регулирования и оценки научной деятельности и научного познания в целом система приемов включает общие принципы познания и категориальный строй науки как целостной системы.
Здесь методологические функции выполняет вся система философского знания. В структуре методологического знания этот уровень является высшим и определяется как философский уровень методологии. Характеризуя философскую методологию, В.А. Лекторский и В.С. Швырев, которые первыми в отечественной литературе сформулировали тезис об уровнях методологии, подчеркивали, что «потребность в рефлексии над наукой, в методологическом анализе, в адекватном научном самопознании не следует интерпретировать в духе узкого сциентизма, сводя все дело к „технологии“ научного мышления… задача самосознания науки, ее методологического анализа имеет не только внутринаучное, но и широкое социально-культурное значение».
На втором уровне методологии – уровне общенаучной методологии – осуществляются
разработка методологических теорий и содержательных общенаучных концепций,
воздействующих на все или на достаточно большую совокупность научных дисциплин. В.С.
Швырев относил к предмету общенаучной методологии следующие вопросы:
- специфику научного познания по сравнению с обыденным мышлением;
- основные особенности и закономерности научно-познавательной деятельности;
- отношение эмпирического и теоретического уровней научного познания;
- гипотезу как форму развития науки;
- объяснение и предвидение как исходные функции научного мышления;
- общие приемы научного исследования (абстрагирование, идеализацию, моделирование);
- закон как форму научного познания;
- природу, структуру и функции научной теории;
- закономерности формирования и развития теории;
- взаимоотношение теории и ее эмпирического базиса.
Опираясь на исследования М.А. Розова и С.С. Розовой, в функциональную характеристику общенаучной методологии можно включить следующие компоненты:
- определение основных направлений и программы исследования, обеспечение правильной постановки проблем;
- разработку методов и средств научного исследования, поиск наиболее общих подходов к изучению предмета, разработку интеллектуальной техники и общей стратегии научного поиска, корректировку движения исследователя по предметному содержанию, выявление
принципиальной структуры и основных линий взаимосвязей в изучаемом объекте; - разработку критериев для оценки исследований и их результатов;
- построение и обоснование предмета научного исследования.
Важнейшей задачей общенаучной методологии является построение целостной, синтетической картины научного познания, в которую были бы вписаны все отдельные этапы и приемы научно-познавательной деятельности, формы и структуры знания.
Конкретно-научная методология (третий уровень методологии) представляет собой описание методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной
специальной научной дисциплине. Именно к этому уровню можно отнести методологию
педагогики.
Четвертый уровень методологии составляют методика и техника научного исследования, используемые при разработке набора процедур, обеспечивающих получение
достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Методологическое знание можно изучать с двух точек зрения: во-первых, с позиции получения нового научного знания, т. е. в процессе деятельности по его достижению, во-вторых, как результат, итог этого процесса, т. е. как существующее знание.
В первом случае выделяют методологию научного исследования, которая носит прескриптивный (нормативный, предписывающий) характер. К числу ее основных функций можно отнести:
- обеспечение правильной постановки подлежащих научному анализу проблем;
- разработку способов совершенствования организации научных исследований;
- формирование методологического обеспечения исследования.
Термином «методологическое обеспечение» здесь определяется совокупность знаний, контролирующих процесс исследования и выполняющих роль методологических регулятивов. Эти регулирующие и контролирующие процесс поиска знания находятся в сложном иерархическом подчинении, однако не складываются в жесткий алгоритм и являются именно средствами познания, осуществляемого в данной области.
Во втором случае правомерно говорить о методологии анализа существующего научного знания (дескриптивной методологии). Ее основными задачами являются:
- выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой;
- конструирование принципов повышения эффективности и качества научно-исследовательских работ;
- анализ понятийного состава и методов познания;
- изучение тенденций и форм развития познания со стороны его методов, категориального и понятийного аппарата, схем объяснения.
Таким образом, дескриптивный анализ ограничен ретроспективным описанием осуществленных в научной практике процессов научного познания и служит ориентиром в процессе исследования в отличие от прескриптивной методологии, которая направлена на регуляцию деятельности. Вполне очевидно, что и методы, используемые в дескриптивной и прескриптивной методологиях, отличаются.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Болонский процесс
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу