Образование как результат присвоения социального опыта: грамотность – образованность – компетентность

Результат образования на личностном уровне фиксирует факт присвоения социального опыта, и его сущность можно познать только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах:  грамотность – образованность – компетентность.

Грамотность. В современном понимании грамотность означает подготовленность человека к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала, обеспечивающую человеку определенные стартовые возможности. Грамотность полиструктурна и в минимально необходимом по объему виде в ней должны находить свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.

Социальная справедливость требует, чтобы грамотность обеспечивала равные для всех
возможности продолжения образовательной траектории независимо от индивидуальных возможностей людей. Важнейшей, собственно педагогической характеристикой Б.С. Гершунский
считал доступность овладения грамотностью для всех и каждого, исключая случаи тяжелой
патологии в психическом или физическом развитии человека.

В последние десятилетия наблюдается разрастание такого сравнительно нового явления, как функциональная неграмотность, ставшей бичом экономически развитых стран.
Термином «функциональная неграмотность» обозначается состояние субъекта, имеющего образовательный сертификат, но не способного в изменившихся условиях эффективно
выполнять свои профессиональные и социальные функции, несмотря на полученное образование.
Функциональная неграмотность стала следствием не только информационного бума и информатизации,но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в
промышленности, структурных изменений и экономике, миграции населения, трансформаций
социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных
профессиональных и общекультурных, знаний, потеря ими актуальности.

Образованность. Грамотность и образованность – понятия однопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тождественные. Их состав однотипен, но отсутствие тождества
объясняется очевидными различиями, прежде всего количественного характера – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Отличаясь
наличием достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и
общества, образованность вместе с тем предполагает достаточно определенную избирательность по глубине проникновения в те или иные вопросы.

Согласно анализу, который провел Н.А. Люрья, в истории человеческих сообществ и института образования наблюдается последовательная смена трех типов образованности личности: традиционного, профессионального и креативного.

Традиционный тип образованности исторически наиболее ранний. Он был призван сохранить данное общество, способствовал воспроизведению новыми поколениями накопленного социального опыта. На смену ему пришел профессиональный тип образованности, в рамках которого «получить образование» означало не только приобщение к достижениям культуры, но и приобретение профессии, полезной обществу. Креативный тип образованности нацеливает на выявление в процессе образования творческого потенциала человека и акцентирует внимание на творчестве как основе разрешения проблемных ситуаций.

При восприятии образования как личностной ценности формированию представлений о том, что такое хорошее образование, каким должен быть образованный человек, каковы желательные результаты образования и способы их достижения, может способствовать использование понятия «идеал образованности».

Идеал образованности представляет собой мыслительную конструкцию, в которой, с одной стороны, осознаются результаты образовательной практики с точки зрения общества и государства. С другой стороны, это способ субъективной трансформации и интеграции этих результатов в структуре личности и как психологический феномен является, таким образом, частью Я-концепции.

Существуют, по меньшей мере, три основные измерения идеала образованности, лежащие в пространстве отношений к образованию, где образованность предстает:

  • как процесс;
  • как результат;
  • как возможность применения (использования) результатов образовательной деятельности.

В отношении к образованию как процессу существуют две альтернативы. Первая состоит в том, что процесс образования понимается и переживается как самостоятельная цель жизни человека: он учится ради самого учения. Образованный человек при этом – это тот, кто никогда не прекращает своего образования. Неотъемлемой частью такой образованности является интеллектуальная активность, получение удовольствия от интеллектуального напряжения, переживание положительных эмоциональных состояний, связанных с ходом решения задач, а не только нахождения ответа.

Вторая заключается в том, что процесс образования рассматривается как средство достижения определенных результатов обучения. Она основана на предположении о том, что знания человека – это та основа, которая делает его деятельность и труд производительными и эффективными.

Эффективность образования как процесса приобретения знаний, умений и навыков характеризуется отношением результата к усилиям, предпринимаемым для его получения; понятие эффективности предполагает достижение  поставленных целей в наименьший срок при наименьших временных и психологических  затратах. Отсюда главной установкой является стремление минимизировать усилия, затрачиваемые на учебную подготовку, при максимизации полезной отдачи обучения, практической и коммерческой. Таким образом, отношение к образованию как процессу позволяет различить два типа образованности – духовный и утилитарный.

Следующее измерение связано с отношением к образованию как к результату. В каких
характеристиках образованности он может заключаться? При ответе на этот вопрос, по мнению Т.Г. Раевской, необходимо иметь в виду две цели образования: обеспечение наследования социокультурного опыта и развитие личности.

Относительно первой цели образованность может рассматриваться как обретение личностью научного мировоззрения, позволяющего ей быть на уровне научных знаний о мире и существующих культурных традиций. Другая цель, а именно развитие личности, заключается в том, что образованность становится для личности способом изменения себя и формирования таких структур мышления, которые позволяют вносить изменения в окружающую действительность. В этом смысле можно говорить о традиционной и креативной образованности как определенных идеалах.

Третье измерение ценностной ориентации на образование проходит по оси, которую условно можно назвать «индивидуализм – коллективизм». Обычно это измерение выделяется в рамках исследования культур, а также как характеристика направленности личности. Индивидуалистической принято называть такую направленность личности, для которой индивидуальные цели более важны, чем цели группы или вообще людей.

Коллективистической принято называть такую направленности личности, для которой цели других людей, конкретной группы более важны, чем личные цели. Это измерение отражает образованность как определенный результат образования и позволяет выявить потребности субъекта в использовании образованности для удовлетворения личных интересов или, напротив, для того, чтобы «принести пользу людям», внести свой вклад в те или иные сферы общественной жизни.

Ни один из выделенных полюсов не является «плохим» или «хорошим», считает Т.Г. Раевская, – они отражают разные точки зрения на образование, множественность современных подходов к нему. Каждый человек ориентируется на свой уникальный идеал образованности и особенности его выбора будет определять степень приближения к тому или иному полюсу.

Компетентность. Для определения сущности понятия «компетентность» необходимо прежде всего развести часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». А.В. Хуторской считает необходимым отличать просто «компетенции» от «образовательной компетенции» и предлагает следующее определение последней: образовательная компетенция есть требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетентность – владение обучаемым соответствующей компетенцией или совокупно-
стью компетенций, включающее его личностное отношение к компетенции (компетенциям)
и предмету деятельности. Таким образом, компетентность всегда личностно окрашена, т. е. предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра личностных качеств обучаемого и включает не только когнитивную и операционально технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую.

По мнению Дж. Равена, в число основных слагаемых компетентности входят: 

  • мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
  • готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения общества;
  • готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
  • адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где человек живет и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и обществе в целом;
  • адекватное представление о ряде понятий, которые описывают отношения внутри организаций и (или) связаны с управлением организациями, например понятия риска, эффективности, лидерства, ответственности, подотчетности, коммуникации, равенства, участия, благосостояния и демократии.

В качестве примера использования понятия «компетенция» можно привести официальный документ Международной организации по стандартизации систем обучения IBSTPI, устанавливающий в качестве обязательных 14 компетенций преподавателей. В соответствии с этим списком преподаватель должен:

  • анализировать материалы курса и информацию об ученике;
  • обеспечивать подготовку процесса обучения;
  • обеспечивать и поддерживать доверие к себе со стороны студентов;
  • управлять средой обучения;
  • демонстрировать эффективные навыки коммуникации;
  • демонстрировать эффективные навыки представления;
  • демонстрировать эффективные навыки и методы проведения опросов;
  • адекватно отвечать на потребности учеников в разъяснении или обратной связи;
  • поддерживать положительные сдвиги и мотивационные стимулы;
  • использовать учебные методы соответствующим образом;
  • эффективно использовать различные средства обучения;
  • оценивать работу ученика;
  • оценивать качество преподавания;
  • вести учет информации об оценке знаний.

Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования, которое, проходя сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области) и получая всякий раз реалистичное, деятельностное, личностно и социально значимое воплощение на соответствующем материале, приобретает характеристики «компетентностного содержания образования».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)