Заявление о привлечении к административной ответственности
Формой обращения в арбитражный суд административного органа по делам о привлечении к административной ответственности является заявление (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Последнее подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Заявление, содержащее требование о привлечении к административной ответственности, является основанием для возбуждения производства арбитражным судом и может быть направлено в арбитражный суд органами и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В делах о привлечении к административной ответственности, подведомственных арбитражным судам, к таким должностным лицам относятся:
- должностные лица органов внутренних дел, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 6.14 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел (ст. 9.4 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ);
- должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора (ст. 9.5.1 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел, органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора, федерального антимонопольного органа, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий в пределах компетенции соответствующего органа (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел, должностные лица таможенных органов и органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 14.10 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел (ст. 14.11 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ст. ст. 14.12 – 14.14 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (налоговых органов) (ч. ч. 1 и 2 ст.
- КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел, органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (налоговых органов) (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел и органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.18 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ст. 14.23 КоАП РФ);
- должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, и должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ст. 14.27 КоАП РФ);
- судебные приставы (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ);
- должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел и таможенных органов (ст. 19.19 КоАП РФ);
- КоАП РФ);
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки; органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора; должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор; должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации (ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ).
Если в отношении перечисленных выше дел установлена альтернативная компетенция разных органов, то дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.24 и 15.10 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.
Последний вправе обратиться с заявлением о привлечении к ответственности в арбитражный суд, в связи с чем производство по делу о привлечении к административной ответственности по данным статьям КоАП возбуждается судом на основании заявления прокурора.
Заявление административного органа о привлечении к административной ответственности, в том числе заявление прокурора, должно соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению (ст. 125 АПК РФ), так и специальным требованиям, содержащимся в ст. 204 АПК РФ.
Общими требованиями к форме и содержанию заявления являются его письменная форма, обязательное подписание заявителем или его представителем, указание наименования арбитражного суда, в который подается заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 204 АПК РФ в заявлении также должны быть указаны дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению должны быть приложены протокол об административном правонарушении, документы, подтверждающие требования заявителя, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Зачастую в арбитражный суд поступают протоколы об административном правонарушении и иные документы о совершении правонарушения без заявлений о привлечении к ответственности.
В этом случае суд должен возвратить такие документы административному органу без вынесения определения, в силу отсутствия оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Если заявление не соответствует установленным требованиям либо в приложении к заявлению отсутствуют необходимые документы, суд выносит определение об оставлении заявления без движения по правилам ст. 128 АПК РФ.
В определении указываются основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого следует устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. Если данные недостатки не устраняются в установленный судом срок, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю (ст. 129 АПК РФ).
При разрешении вопроса о соответствии заявления предъявляемым требованиям следует учитывать, что суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В связи с этим отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.
Нередко при подготовке дела к рассмотрению судьи задаются вопросом, как следует поступать, если представленный вместе с заявлением протокол об административном правонарушении не соответствует предъявляемым к нему требованиям.
В ответе на данный вопрос следует исходить из того, что протокол – это так называемое необходимое доказательство, без которого невозможно установить важнейшие факты, входящие в предмет доказывания по делу. Именно по этой причине обязанность представления в суд протокола предусмотрена ст. 204 АПК РФ, чем подчеркнута особая роль данного доказательства.
Наряду с этим протокол об административном правонарушении является процессуальной основой всего дела.
Вместе с тем в ряде случаев недостатки протокола (несоответствие изложенных в нем фактов действительности, некомпетентность должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.п.) не являются очевидными и могут быть выявлены только в процессе судебного разбирательства дела.
Такой протокол не может быть возвращен составившему его лицу в связи с отсутствием оснований для этого, а недостатки протокола должны служить основанием для принятия решения об отказе в привлечении к административной ответственности.
Указанные полномочия предоставляются в административных органах ведомственными актами, которые при сомнениях в компетенции того или иного должностного лица следует запрашивать у заявителя.
К другим недостаткам протокола относятся отсутствие подписи и объяснений лица, привлекаемого к ответственности, неправильная юридическая квалификация или ее отсутствие, а также неполнота представленных документов, в частности отсутствие других процессуальных протоколов, актов ревизии, актов экспертизы. Сами по себе данные недостатки не должны служить основанием для возвращения протокола и других материалов дела и оставления заявления без движения.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ, в случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд вправе истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
Следует также отметить, что перечисленные проблемы нашли отражение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”.
Так, в Постановлении указано, что “в случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК РФ, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления, суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела, либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности”.
- Судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам
- Порядок и срок подачи заявления о пересмотре актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам
- Сущность, основания и предмет пересмотра актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам
- Постановление суда надзорной инстанции
- Полномочия суда надзорной инстанции
- Стадии надзорного производства
- Возбуждение надзорного производства
- Постановление арбитражного суда кассационной инстанции
- Основания для изменения и отмены судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу