Защита экологических прав граждан (Референдум)
При решении масштабных экологических проблем, затрагивающих интересы всего населения, можно воспользоваться такой формой выражения воли населения, как референдум, дает разъяснение Захарченко Т. в пособии, адресованном к гражданам.
В соответствии со ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право «… входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов…». Исходя из действующего законодательства «входить» означает обращаться с инициативой проведения референдума к органам государственной власти. Отдельным же гражданам Закон предоставляет только право «принимать участие в … референдумах по охране окружающей природной среды»(ст. 12). Кроме того, ст. 41 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что в необходимых случаях при определении компетентными государственными органами мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума (ч. 2). Какие именно случаи являются необходимыми, кто определяет их таковыми и что делать, если решение референдума не соответствует решению государственных органов, законодательство не разъясняет. Тем самым презумируется, что «необходимые случаи» выбираются самими государственными органами. И, как правило, такая конструкция работает, в основном, в ситуациях, когда есть взаимопонимание между государственными органами и населением. Сложнее обстоит дело, если такого взаимопонимания нет и тем более в ситуациях конфликта между государственными органами и общественностью.
Согласно ст. 10 Закона РСФСР «О референдуме» высший представительный и законодательный орган Российской Федерации обязан назначить референдум по требованию не менее одного миллиона граждан России, имеющих право на участие в референдуме (ч. 1). «Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан России (ч. 2 ст. 10)».
- Юридическая ответственность
- Исполнительные механизмы
- Правовые нормы
- Роль самоуправления
- Распределение полномочий между уровнями управления
- Регионализация эколого-правовых механизмов как мировая тенденция
- Контроль за экспортно-импортными операциями
- Система лицензирования природопользования
- Контроль за состоянием ландшафтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу