Задержка психического развития в дошкольном возрасте

Знание закономерностей развития детей с задержкой психического разви­тия в дошкольном возрасте, специфических характеристик их психологической структуры (как и психологической структуры детей с другими нарушениями раз­вития), особенно в старшем дошкольном возрасте, имеет первостепенное зна­чение для построения дифференциальной психолого-педагогической диагно­стики, основанной на подлинном качественном анализе наблюдаемых проявле­ний.

Важнейшее значение знания специфических психологических особенно­стей дошкольников с задержкой психического развития обусловлено также тем, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (соци­ально-культурная депривация).

При трех первых недостатках развития наибо­лее часто встречающимся этиологическим фактором являются слабо (или – при умственной отсталости – умеренно) выраженные повреждения мозга, дисфункции мозга. Различия состоят в том, что в случае умственной отстало­сти эти повреждения имеют разлитой характер; при задержке психического раз­вития они либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору (по выражению К. С. Лебединской, имеют парциальный характер), либо и то и другое наблюдается одновременно; а при общем недоразвитии речи органиче­ская и функциональная недостаточность, являясь парциальной, затрагивает только речевые зоны коры.

При социально-культурной депривации, в наи­большей степени обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое дет­ство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недоста­точно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым. Причины такого отставания детально рассматриваются в работах М. И. Лиси­ной (1982) и других авторов.

Слабая выраженность резидуальной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благопри­ятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успеш­нее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание. Как пока­зывает опыт дошкольных групп и специальных садов для детей с задержкой психического развития, в результате двухлетнего коррекционного дошкольного воспитания и обучения около 80 % выпускников таких специальных групп и садов оказываются подготовленными к обучению в обычной школе.

Остальные достаточно успешно обучаются в специальных классах или школах для детей с задержкой психического развития, где получают основное среднее, а затем и полное среднее образование, приобретают профессию и, за редкими исключе­ниями, успешно адаптируются в обществе. Значительные потенциальные возможности выявляются у детей с задерж­кой развития дошкольного возраста и в специальных экспериментах.

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде – задача достаточно сложная. Связано это с тем, что при задержке психического развития наблюдаются проявления отставания в развитии разных функций, сходные с наблюдаемыми при умственной отсталости.

В то же время при выра­женных нарушениях речевого развития могут наблюдаться сходные проявле­ния отставания. Дифференцировать их довольно трудно, тем более что еще недостаточно изучены дошкольники как с задержкой психического развития, так и с недостатками развития речи. Поэтому часто ни психолог, ни врач-психо­невролог не решаются ставить диагноз задержки психического развития у де­тей младше 5-летнего возраста.

Необходимо принимать во внимание и неравномерности темпа психиче­ского развития разных функций. Например, наблюдаются такие случаи, когда речь у ребенка начинает развиваться не на втором году жизни, а только после трех лет. Потом оказывается, что развитие идет достаточно быстро, даже уско­ренными темпами, и к началу школьного возраста этот ребенок по уровню ре­чевого развития оказывается вполне подготовленным к массовой школе и успешно там обучается.

Все это заставляет очень осторожно относиться к диа­гнозу задержки психического развития в дошкольном возрасте, и можно гово­рить об отставании в психическом развитии или об отставании в каких-то отдельных сферах, например в речевом развитии, развитии моторики. Но стоит воздерживаться, по крайней мере пока мы не располагаем достаточными дан­ными, от квалификации задержки психического развития у таких детей, если им менее четырех лет.

Прежде чем описать общие особенности дошкольников с задержкой психи­ческого развития, выступающие при непосредственном наблюдении этих детей в естественных условиях (дома или в детском саду), отметим, что состояние (уровень развития) характеризуется гетерогенностью и гетерохронностью.

Это означает, что неравномерность проявления отставания в развитии прослежи­вается как в том, что у одного ребенка может быть более выражено отставание в формировании одних функций или процессов, а у другого – других, так и в том, что одни функции формируются с большим опозданием, а другие – с мень­шим, приближаясь к срокам формирования, наблюдаемым у нормально разви­вающегося ребенка, или совпадая с ними. Даже у нормально развивающихся детей не наблюдается полного единообразия и сходства по всем качественным и количественным параметрам. Нарушения развития характеризуются еще большим разнообразием и разнородностью.

Тем не менее можно дать обобщенную характеристику задержки психиче­ского развития, как делается это и по отношению к нормально развивающимся детям. В такую обобщенную характеристику включаются те особенности, кото­рые наблюдаются (пусть в разной степени выраженности) у всех (или почти всех) дошкольников этой категории.

Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, – поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4–5 лет, т.е. разница в 2–3 года. По срав­нению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выраже­ны познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нор­мально развивающихся дошкольников.

Значительно отстают они и по сфор­мированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не мо­гут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста – игровая деятельность – у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоциональново­ левой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчиво­сти: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.

Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности сло­варя, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Приведенная общая характеристика дошкольников с задержкой психиче­ского развития содержит черты, свойственные и другим типам нарушенного развития, в частности в той или иной мере большинство из них отмечается и у умственно отсталых детей (в этом случае они, однако, имеют более выражен­ный характер), некоторые же особенности являются свойственными и детям с общим недоразвитием речи.

Сходные проявления отставания и нарушений развития наблюдаются также у детей, раннее и дошкольное детство которых проходило в условиях социально-культурной депривации. Такие условия могут иметь место в неблагополучных и неполных семьях, домах ребенка и дошколь­ных детских домах, иногда в лечебных учреждениях.

Отставание в развитии, обусловленное обстоятельствами такого рода, обычно определяется как педагогическая запущенность. Согласно классификации задержки психического развития, предложенной К. С. Лебединской, одной из четырех форм этого недостатка является задержка психического развития, возникающая вследствие крайне неблагоприятных социальных условий жизни.

Совершенно очевидно, что количественная и качественная выраженность этой неблагоприятности может быть разной, а, следовательно, отставание в разви­тии может быть как слабо выраженным, так и проявляющимся в форме задерж­ки психического развития (т.е. довольно стойкого, хотя и временного отстава­ния в формировании всех важнейших психических функций).

Нередки случаи, когда выпускники дошкольных детских домов при прохождении предшкольной диспансеризации направляются на психолого-медико-педагогические комиссии с предположительным диагнозом умственной отсталости, а иногда и комиссии ставят этим детям тот же диагноз. Только в ходе обучения во вспомогательной школе выясняется, что такой ребенок обладает гораздо более высокими потен­циальными возможностями, чем его умственно отсталые сверстники.

Из сказанного выше становится достаточно ясным, что дифференциальная диагностика задержки психического развития в дошкольном возрасте является весьма трудным и сложным делом, и поскольку существуют формы задержки психического развития, вызванные причинами не биологического характера, особое значение в этих случаях приобретает психологическая дифференци­альная диагностика.

Вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор у нас в стране не существовало достаточно надежных и валидных наборов диагности­ческих психологических методик. Такие широко распространенные психодиа­гностические системы, как, например, тесты Векслера, как было показано в спе­циальных исследованиях, для этой цели совершенно не пригодны. Не могут быть признаны удовлетворительными и какие-либо другие системы. Возможности диагностики ограничены также недостаточностью сведений о психическом проявлении разных форм недостатков развития в дошкольном возрасте.

В предлагаемом пособии содержатся ряд новых данных о психологических особенностях дошкольников этой категории, а также материалы, полученные ранее У. В. Ульенковой и ее сотрудниками. Ниже мы подробнее рассмотрим основные вопросы дифференциальной психодиагностики нарушений психиче­ского развития, а сейчас перейдем к описанию психологических особенностей дошкольников этой категории в традиционной форме – по психическим функци­ям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)