Уровни деловой культуры

В современном деловом мире сложились три уровня деловой культуры: национальный, организационный и управленческий (стиль управления). Национальная культура оказывает сильное влияние на организационную, которая, в свою очередь, определяет управленческую.

Однако в современном мире предпринимательство выходит далеко за региональные рамки, вовлекая в свою орбиту лиц с различным опытом и кругозором.

И при сильном, волевом руководстве управленческая культура начинает определять организационную, а совокупные организационные структуры могут изменить даже национальную культуру.

Важным условием эффективности делового общения становится соблюдение принятых в данном круге общения правил делового этикета.

Так, результативность деловой встречи может сильно зависеть не только от владения бизнесменом знаниями в области профессии, но и от соблюдения принципов социальной психологии и теории общения:

  • внимательного слушания тезисов партнера как знак интереса и уважения к нему;
  • ясного, сжатого изложения собственной позиции, исключающего недоразумения и неверное толкование терминов и понятий;
  • уважительного, тактичного отношения к партнеру, взвешенной оценки его доводов и аргументов;
  • спокойствия и хладнокровия в ходе деловой встречи;
  • умения искать точки сближения, идти на компромисс, способствуя сохранению и развитию партнерских отношений.

Формирование деловой культуры происходит под воздействием знаний, морали, религии, искусства, привычек, приобретенных обществом в процессе своего развития.

В этом смысле Россия – особая страна, которую сложно причислить к какой-либо региональной деловой культуре: западной или восточной.

Страна имеет уникальное географическое положение, климатические условия, своеобразную историю, включающую длительный период социализма, после которого был осуществлен переход на рыночные отношения.

Россия – это евроазиатская страна, в которой имеет место культурная общность проживающих в ней народов, но при этом внутри страны различают свыше ста национальных культур, чем обусловливается своеобразие российской деловой культуры, в том числе делового общения.

Российскую деловую культуру сложно однозначно причислить к культурам с высоким (в межличностных отношениях большую роль играют ситуация и интуиция, а также традиции) или низким (межличностные контакты формализованы, в общении применяются строгие четкие формулировки, смысловое значение которых не зависит от ситуации и традиций) контекстом, индивидуалистской или коллективистской.

Так, например, в японском обществе каждый работник изначально и неразрывно связан с той или иной социальной группой. Влияние каждого работника на повышение эффективности деятельности всей организации тесно связано с традиционным коллективизмом и стремлением улучшить результаты работы той группы, в которую он входит.

При этом в группе складывается такая внутренняя структура, которая строго ранжирует положение всех ее членов. Любое проявление индивидуализма всегда рассматривается как посягательство на интересы социальной группы.

Интересно
Особый морально-психологический климат исключает низкую исполнительскую дисциплину, прогулы, текучесть кадров и т. п., что способствует росту практических успехов группы.

Однако такая культура часто приводит к моральному и даже физическому истощению сотрудников (общеизвестен японский термин «кароси», означающий смерть от переработки), снижению реальной инициативности сотрудников, инновативности организации.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)