Сущность процесса обучения

В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и деятельность учения.

Такое отношение двух основных деятельностей является условием функционирования учебного процесса. Поставленная учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения.

Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого познания выражает сущность самого процесса обучения.

Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности. Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника.

В такой отражательной деятельности присутствует два противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную деятельность человека). Эти два процесса составляют основу человеческого познания.

А поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса познания и определяется его общими закономерностями, связанными с отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека, постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во внутренний план и наоборот, т. е. формирование, отработка и развитие системного свойства сознания в активном отражении объективного мира, в построении этого мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Интересно
Системой условий для функционирования учебного процесса становятся все составляющие его компоненты (цель, содержание, методы, средства, организационные формы, деятельности преподавания и учения, результат).

Общим результатом процесса обучения выступают психические новообразования в любой сфере жизнедеятельности человека — познавательной, личностной, предметной, деятельностной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)