Структура методов обучения

Методы имеют разнообразную структуру, элементами которой являются дидактические приемы, действия, операции и средства обучения.

Прием — составной компонент метода, который направляет учащихся на решение частичных дидактических задач. Дидактический прием включает действия.

Действие — это акт целенаправленной деятельности, характеризуется осознанием результата, условий и путей его достижения. Действие включает в себя ряд операций, с помощью которых оно осуществляется.

Метод призван решать основные дидактические задачи, а приемы, действия, операции — конкретные задачи, которые ведут к достижению основной цели

Готовясь к уроку, учитель подбирает такие методы и его составные, которые наиболее соответствуют дидактическим целям урока и конкретным задачам каждого его этапа. Без такого рационального выбора и сочетания методов и их компонентов ни один из методов не даст соответствующих результатов.

Учитель может четко представить, что и как будет делать он сам, как будут действовать учащиеся в определенных учебных ситуациях, умеют ли они применять приемы, действия и операции, нужные для решения поставленных задач, как их этому научить, какие приемы мотивации целесообразно применять в тех или иных условиях. Все эти и многие другие вопросы возникают перед учителем, и их нужно решать, определяя структуру каждого метода.

Основной критерий выбора структуры метода обучения — его педагогическая эффективность, т. е. количество и качество усваиваемых знаний с учетом затрачиваемых учителем и учащимися усилий, средств и времени.

Выбор методов обучения, как правило, определяется следующим:

  • целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин;
  • целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения, его функциями;
  • характером учебного предмета;
  • характером содержания учебного материала;
  • организационными формами работы, в рамках которой должен быть использован метод;
  • видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;
  • наличием в школе материально-технической базы, возможностей ее использования;
  • физиологическими и психологическими возможностями учащихся, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения.

Выбор метода обучения зависит и от особенностей самого учителя как специалиста и педагога. Поскольку универсального оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый учитель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения.

Чем лучше он знает учебные предметы, владеет педагогическими и психологическим закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективную в педагогическом отношении структуру метода обучения (см. табл.).

Структура методов обучения

Существующая многомерность классификаций методов обучения является одной из проблем в современной дидактике.

Наиболее простая классификация разделяет методы обучения на методы работы учителя (рассказать, объяснить) и методы деятельности школьников (понять, запомнить, воспроизвести учебный материал).

Другая классификация разделяет методы обучения по видам умозаключения:

  1. Индуктивные.
  2. Дедуктивные.

Наиболее распространенной в прошлые годы была классификация их по источникам знаний (словесные — рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником; наглядные — наблюдения, иллюстрации, демонстрации; практические — упражнения, задача, лабораторные опыты, практические работы). Сторонниками такой классификации были отечественные дидакты, в частности Е.Я. Голант, Е.И. Перовский.

Сформулирована она была в 1930-е годы и в то время соответствовала требованиям к школе: учить так, чтобы дать учащимся комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для успешного обучения в техникумах и вузах.

Структура методов обучения

И.Я. Лернер разработал и научно обосновал систему методов обучения, которая обусловлена характером познавательной деятельности учащихся, зависящим от вида содержания образования.

В соответствии с этой концепцией выделяются следующие методы обучения:

  • репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный);
  • продуктивные (проблемного изложения, эвристический и исследовательский).

Каждый метод данной классификации применяется в форме изложения, наблюдения, лабораторного опыта и др. При этом проблемное изложение автор считал промежуточным методом между репродуктивными и продуктивными методами.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

  1. Методы приобретения новых знаний.
  2. Методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике.
  3. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин в 1965 году разработали новую систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности.

Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, были выделены следующие группы методов:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция-восприятие). Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие методы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;
  • репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используется для приобретения учащимися умений и навыков: воспроизведение действий на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
  • проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия;
  • частично-поисковый (эвристический) метод. Суть заключается в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а ученики осуществляют отдельные шаги поиска ее решения;
  • исследовательский метод, при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы и приемы.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения (организационная классификация) выделил три группы методов:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); индуктивные и дедуктивные (логический аспект); репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
  2. Методы стимулирования и мотивации: интерес к учению; долг и ответственность в учении.
  3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.

Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования.

Каждая классификация имеет определенное основание и позволяет не только осмысливать сущность методов обучения с различных сторон, но и создает возможность исследовать процесс обучения под определенным углом зрения.

Различные виды методов обучения

В учебно-воспитательном процессе начальной школы можно встретить многообразие педагогических методов, например, устное изложение новых знаний (проблемное и непроблемное), беседа (репродуктивное, проблемное или эвристическое), решение проблемных заданий и познавательных задач на основе работы с картами, схемами, таблицами, другими дидактическими средствами и текстами учебника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)