Понятие социальной организации

Современный менеджмент и теория организации рассматривают организации как сложные социально-экономические системы. Социальный аспект организации является очень важным, поэтому для его изучения теория организации оперирует таким понятием, как социальная организация.

Социальной называется такая организация (т.е. такая форма организационных отношений), основным элементом которой признается человек с его идеями, характером, отношениями, культурой, ожиданиями, а также характер взаимодействия людей и их отношения.

Социальный (от лат. socialis – общественный) – прилагательное, имеющее значения:

  • общественный, связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями;
  • принадлежащий к какой-либо общественной группе.

Социальная организация:

  1. Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является организованной системой, элементы которой связаны определенными отношениями.
  2. В широком смысле – любая организация в обществе; в узком смысле – общественная подсистема организации, элемент социальной структуры.

Понятие “социальная организация” подразумевает целенаправленное объединение людей для выполнения каких-либо функций. Социальная организация имеет свой социальный статус. Простейшее определение организации – “группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели” – по существу, является определением именно социальной организации.

Между людьми в организации возникают определенные отношения, которые строятся на различных уровнях симпатии, антипатии, престижа, лидерства, полномочий, ответственности и т.п. Поэтому помимо основных системных свойств и законов организации, существуют и специфические свойства и закономерности, характерные именно для социальных организаций.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, социальные статусы и нормы, отношения лидерства и т.д.

Системообразующими факторами социальных систем являются:

  • общая цель;
  • подчинение целей каждого элемента общей цели системы;
  • осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели; выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
  • отношения субординации и координации между компонентами системы;
  • наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

В теории организации выделяют различные типы социальных организаций. Рассмотрим в качестве примера три из них: социально-экономические, социально-культурные и социально-образовательные организации.

Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей:

  • для социально-экономических организаций главные цели состоят в производстве продукции (или оказании услуг) и получении дохода;
  • для социально-культурных главной целью является достижение эстетических и культурных целей;
  • для социально-образовательных главная цель заключается в обеспечении профессиональных компетенций обучаемых и ведении научной деятельности.

При этом для большинства социальных организаций, независимо от их главных целей и особенностей деятельности, в той или иной степени присущи как социальные, так и экономические связи (отношения).

К социальным связям относятся:

  • межличностные и бытовые отношения между людьми;
  • формальные отношения с учетом их полномочий и ответственности; связи между лидерами и их последователями и т.п.

Экономические связи характеризуются:

  • способами материального стимулирования трудовой деятельности в организации;
  • наличием материальных льгот, материальной ответственности,
  • формами оплаты труда и распределения дохода,
  • экономической выгодой от функционирования организации и т.п.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании организации и диагностике ее состояния.

Слабость экономических и социальных связей порождает неустойчивость организации – ее неспособность быстро и без дополнительных усилий восстанавливать желаемое состояние после каких-либо возмущающих воздействий.

Сотрудники такой организации имеют низкую материальную заинтересованность в эффективной работе (невысокую зарплату, отсутствие материальных стимулов повышения квалификации и качества продукции и т.п.), при этом неудовлетворительными являются и взаимоотношения между сотрудниками (высокая конфликтность, слабая сплоченность, отсутствие лидера и т.п.).

Создание в организации сильных экономических связей при сохранении слабых социальных порождает конфликтную организацию. Конфликтность такой социально-экономической системы обусловлена тем, что появление у работников материальных стимулов для повышения качества своего труда побуждает их изыскивать для себя условия для реализации возможности увеличивать оплату своего труда.

Однако низкий уровень социальных связей не позволяет работникам создать условия для эффективной совместной работы. Индивидуалистические настроения еще больше усугубляют социальный разрыв.

Сильные социальные связи при слабых экономических приводят к усилению влияния неформальных групп на деятельность формальной организации и возникновению конфликтов между работниками (неформальной организацией) и администрацией (формальной организацией).

Изучение и учет соотношения социальных и экономических связей в организации являются обязательными функциями руководства, заинтересованного в создании наиболее благоприятных условий работы организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)