Понятие формы государства

В российской юридической науке устоявшимся является понятие «форма государства», описывающее государство с трех сторон. Во первых, каждое государство обладает специфической организацией высших органов власти. Во вторых, каждое государство по своему организует управление в рамках собственной территории. И в третьих, в каждом государстве по разному осуществляется взаимодействие политической власти и населения.

Поэтому понятие формы государства включает три элемента: форму правления, государственное (территориальное) устройство и политический режим.

Форма правления. Данная категория описывает структуру высших органов власти государства и порядок их формирования. Все государства принято относить к одной из двух основных форм правления: монархии или республике.

Монархия — форма правления, при которой главой государства является в большинстве случаев одно лицо (монарх), получающее свои полномочия по наследству и правящее пожизненно (хотя существуют и периодически избираемые монархи, например в Малайзии). Кроме того, при монархической форме правления власть принадлежит монарху по его собственному праву (а не делегируется ему народом).

В зависимости от степени ограничения власти монарха принято выделять абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархии. Абсолютная монархия характеризуется неограниченной властью монарха, отсутствием разделения властей, конституции, независимых от монарха представительных органов. Монарх является высшей судебной инстанцией.

Любые коллегиальные органы при абсолютном монархе играют лишь совещательную роль. В настоящее время абсолютные монархии в чистом виде уже не существуют, все они в той или иной мере приобрели некоторые черты ограниченной монархии, но наиболее близкими к чистой форме остаются такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар.

Дуалистические монархии являются переходными формами, обладающими чертами как абсолютной, так и парламентарной монархии. В частности, в дуалистических монархиях существуют зачатки разделения властей.

Например, может быть созван парламент, обладающий законодательными полномочиями. Однако монарх при этом сохраняет за собой право абсолютного вето или роспуска парламента. Сам парламент может в значительной части состоять из назначаемых монархом, а не избираемых народом лиц. Конституции в дуалистических монархиях носят октроированный характер (т. е. дарованы монархом) и их действие может быть монархом приостановлено.

Парламентарная монархия на практике приближается к республиканской форме правления. Хотя формально главой государства остается монарх, в политической жизни страны он практически не участвует, являясь не более чем символом единства нации. Фактически доминирующим органом власти в таких государствах чаще всего выступает избираемый населением парламент.

Глава победившей на выборах в парламент партии обычно становится премьер министром и формирует свой кабинет. Правительство при этом за собственные действия несет ответственность перед парламентом. Яркими примерами парламентарных монархий являются Великобритания и Испания.

Исторически монархиям свойственно трансформироваться в республики (зачастую в результате революции), однако имеют место и случаи обратной трансформации (например, восстановление монархии в Испании).

Республика является наиболее распространенной ныне формой правления. Она предполагает выборность и сменяемость высших органов государственной власти, разделение властей.

Республиканская идея основана на теории народного суверенитета. В соответствии с данной теорией источником любой политической власти является народ, который может ее делегировать тем или иным органам.

Таким образом, ни один государственный орган не обладает своими полномочиями по собственному праву, но получает их непосредственно (в результате процедуры выборов) или опосредованно (если он формируется другим, избранным населением органом) от народа.

Республики принято делить на парламентарные и президентские.

Парламентарные республики по структуре высших органов власти напоминают парламентарные монархии, за тем исключением, что главой государства в них обычно является президент, обладающий сходными с конституционным монархом полномочиями.

Чаще всего президента в парламентарной республике назначает парламент, который, в свою очередь, избирается населением. Глава победившей на выборах в парламент партии становится премьер министром и формирует свой кабинет. Премьер министр несет ответственность перед парламентом. К парламентарным республикам относят такие государства, как ФРГ, Италия и др.

Президентские республики отличаются наиболее полной реализацией принципа разделения властей. В отличие от парламентарных, где исполнительная власть в лице премьер министра несет ответственность перед законодательной в лице парламента, в президентских республиках эти ветви власти независимы друг от друга.

Главой государства является президент, избираемый населением и возглавляющий одновременно исполнительную ветвь власти. Таким образом, избираемый населением парламент не принимает непосредственного участия в формировании правительства. Наиболее типичный пример президентской республики — США.

Значительную часть существующих в мире республик трудно отнести к одной из этих чистых форм. Они сочетают элементы как парламентарной, так и президентской республики. Такие республики называют смешанными. К ним относится и Российская Федерация, в которой главой государства является избираемый народом президент, не входящий ни в одну из ветвей власти.

При этом он обладает полномочиями в рамках всех трех ветвей, в частности представляет кандидатуру председателя правительства, издает указы, принимает участие в законодательном процессе, назначает судей. Республики со столь широкими полномочиями президента иногда называют суперпрезидентскими.

Государственное (территориальное) устройство. Территория любого государства состоит из совокупности территориальных единиц — провинций, штатов, муниципалитетов, графств и т. д. Такое деление вызвано необходимостью оптимизации процессов управления. Однако принципы взаимодействия между этими территориальными единицами и высшими органами государственной власти в разных государствах отличаются.

Данные особенности территориальной организации государства характеризуются понятием «территориальное (государственное) устройство». В науке принято выделять две основные формы территориального устройства государств: федеративную и унитарную.

Ключевое отличие между двумя этими формами состоит в степени политической самостоятельности территориальных единиц государства.

Федеративное государство (федерация) характеризуется наличием у его территориальных единиц (которые в разных федерациях именуются по разному — штаты, республики, кантоны и проч.) некоторых признаков государственности. Прежде всего, это проявляется в наличии самостоятельных органов власти на региональном уровне, к ведению которых отнесена определенная сфера отношений. В рамках данной сферы региональные органы власти действуют относительно независимо.

Например, наряду с законодательным органом федерального уровня — Федеральным Собранием РФ — в Российской Федерации действуют законодательные органы субъектов РФ. Соответственно в федеративных государствах существуют и две системы нормативных актов — федерального и регионального уровней.

В большинстве случаев нормативные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Однако принципы разграничения сфер ведения в федерациях могут существенно отличаться. Например, могут быть точно определены полномочия федеральных органов власти, а все остальное становится предметом регулирования региональных властей. Может иметь место и обратная ситуация. К федерациям относятся такие государства, как США, Бразилия, Индия и др.

Федерации чаще всего представляют собой государства с довольно разнообразной этнической составляющей, и потому в некоторых федерациях допускается существование нескольких государственных языков. Для федеративных государств также характерно наличие двухпалатного парламента: одна из палат состоит из представителей населения в целом, а друга — из представителей отдельных субъектов.

Поскольку все федерации отличаются друг от друга, в науке принято классифицировать их по различным основаниям.

В зависимости от того, обладают ли все субъекты федерации равным статусом, федерации делят на симметричные и асимметричные.

Кроме того, само деление федерации на субъекты может производиться по разному. В основе деления может лежать национальный принцип. Например, в Российской Федерации существуют такие субъекты, как Республика Мордовия, Республика Коми. Альтернативой служит административно территориальный принцип деления, когда территория субъекта не привязана к ареалу проживания той или иной этнической группы, например Красноярский край, Сахалинская область. В некоторых государствах, в частности в России, имеет место смешение этих принципов, когда сосуществуют оба типа субъектов.

В зависимости от того, в какой степени субъекты федерации независимы от федеральных властей, насколько широк спектр вопросов, отнесенных к ведению региональных органов власти, какие существуют механизмы контроля федерального центра над регионами, федерации характеризуют как централизованные или децентрализованные.

Несмотря на то что в децентрализованных федерациях степень политической самостоятельности территорий может быть весьма значительной, федерация все же остается целостным суверенным государством. Поэтому в современных федерациях за субъектами не признается право выхода из состава государства (сецессии).

С точки зрения правовой природы возникновения федерации относят к конституционным и договорным. Первые образуются в результате закрепления федеративного характера территориального устройства в основном законе (в том числе в случае, когда до принятия новой конституции государство являлось унитарным). Договорные федерации создаются путем заключения соглашения между ранее независимыми государствами об объединении в новое единое федеративное государство.

В отличие от федераций унитарные государства характеризуются наличием одного уровня государственной власти и единством правовой системы. К унитарным относятся такие государства, как Польша, Норвегия, Украина, Италия и др. Деление территории унитарного государства на единицы носит сугубо административный характер.

Власть на этих территориях осуществляется представителями федерального центра. Однако в рамках унитарного государства могут существовать и так называемые автономии — территории с особым правовым статусом. Такой статус может предполагать и наличие самостоятельных органов власти. Существование этих автономий чаще всего обусловлено культурно историческими особенностями развития региона, компактным проживанием той или иной этнической либо языковой группы и т.д.

Тем не менее такая автономия становится исключением из общего правила, не отменяющим унитарный характер государства в целом.

Многие государства вступают в разнообразные формы международного общения, что приводит к созданию различных типов союзов государств. Это, однако, не приводит к возникновению новых форм территориального устройства. Например, государства могут объединиться в конфедерацию для решения общих задач. Конфедерация может иметь самостоятельные органы управления, однако входящие в нее государства остаются суверенными. Поэтому конфедерация (как и другие типы союзов) не является особой формой государственного (территориального) устройства.

Политический режим. Категория «политический режим» описывает тип взаимоотношений между властью и обществом и считается наиболее проблемным элементом формы государства.

Под политическим режимом обычно понимают совокупность методов осуществления власти. Наиболее распространенным является отнесение политических режимов к трем типам: демократическим, авторитарным и тоталитарным. Однако критерии такой классификации политических режимов в литературе остаются размытыми.

Ведь в качестве таковых не могут выступать ни выборность и сменяемость высших органов власти (так как это относится к вопросу о форме правления), ни объем признаваемых государством прав и свобод (поскольку прямой связи между демократией, т. е. властью народа, и конкретным набором прав индивида нет), ни наличие рыночных отношений (например, плановая экономика вполне может являться результатом добровольного волеизъявления населения).

Наиболее приемлемым критерием, на наш взгляд, может быть степень реального влияния населения на принимаемые в государстве властные решения. Однако степень этого влияния определить затруднительно. В любом случае данный вопрос выходит за пределы проблематики теории основ права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)