Педагогическая метафора детских ведических сказок

Десятая песня «Шримад-Бхагаватам» начинается с рождения и детских игр Кришны, Верховной Личности Бога, о которых, как показывает практика, очень любят слушать дети (особенно им нравится мультик «Маленький Кришна», состоящий из трёх полнометражных частей, который отснят по мотивам «Шримад-Бхагаватам»).

Такой интерес детей в числе прочего обусловлен тем, что сюжет детских игр Кришны разворачивается вокруг убийства демонов, которые норовят причинить беспокойства друзьям Кришны. Для детей это просто красивая сказка, однако «Шримад-Бхагаватам» не просто рассказывает сказку, а незаметно для ребёнка – прививает ему высокие духовно-нравственные ценности. Т.о. ребёнок с самых ранних лет знакомится со «Шримад-Бхагаватам», а повзрослев естественным образом обращается к его изучению.

Восемь демонов, которых последовательно убивает Кришна, – это 8 препятствий на пути к духовному совершенству. Каждый человек играет в своей жизни множество ролей. Успешно выполнять соответствующие обязанности (правильно играть эти роли) можно только осознавая себя слугой -слугой Бога прежде всего. На пути такого осознания человек встречает 8 препятствий:

Путана (1-й демон).  Кришна рождается в Матхуре и сразу же просит Васудеву отнести себя во Врадж. Врадж – это земля веры, по которой течёт река чистого сознания (Ямуна). Он говорит: «Отнеси меня туда, потому что только вера может питать Меня». Путана – это лжегуру, показывающий компромисс между духовным и земным царствами, тогда как суть духовной практики не в том, как построить рай на земле, а в том как жить духовной жизнью, даже занимаясь мирской деятельностью.

Лжегуру утверждают, что царство Бога можно построить на Земле. Есть целые религии, основанные на таких учениях, они говорят, что не нужно менять сердце, а достаточно немножко приспособить этот мир под царство Бога.

Недаром, лжегуру приходит в образе красивой женщины, в образе Лакшми, богини процветания. Путана была очень красивой, все подумали, что это Лакшми пришла, чтобы обнять своего супруга, но на самом деле она была желающей отравить Кришну ведьмой. Итак, путана олицетворяет лжегуру.

Есть два лжегуру, один из них материалистический ум. У нас родился Кришна, и Путана, – наше рациональное мышление и наша дурная логика, – сразу же пытается накормить Его ядом. Именно так действует наш ум. Сначала ум думает: «О как здорово, как всё логично», – но потом, когда он начинает понимать, для чего вся эта логика нужна, к чему вся эта логика клонит и на что она пытается меня толкнуть, то проявляется вторая часть Путаны. Путана злится именно этому.

В какой-то момент ум понимает, что Кришна хочет забрать все мои материальные привязанности. Тогда ум подсовывает Кришне яд, пытаясь навязать нам первый компромисс – между Кришной и материальными привязанностями. Внутри Путана приходит в виде ищущего компромиссы ума, но внешне она приходит в виде ложного гуру.

Путана приходит к нам в виде компромиссных религий, которые говорят, что можно служить двум господам. Это религии, которые говорят что-то вроде: «Иисус говорит, что нельзя служить двум господам, – но на самом деле мы объясним вам, как можно служить двум господам». Т.о. ложный духовный учитель – это духовный учитель, который объясняет всевозможные способы компромисса.

Тринаварта (2-й демон).  Это смерч сомнений, приходящий к человеку, когда он слышит Камсу в образе рациональных и материальных аргументов против бхак-ти, потому что Кришна в его сердце ещё маленький, и вера его ещё не крепкая – её очень легко сбить с толку.

Тринаварта мирской логики крутится в нашем уме, постоянно внушая сомнения: «Ну не может Бог пасти коров», – а чем он по вашему занимается? Только этим и занимается. Кто мы такие? Хуже чем коровы. Всё время норовим разбежаться в разные стороны. Это Тринаварта, который мучит нас. Кришна сам уничтожает этого и других демонов.

Какое-то время Он лёгкий, потом его уносит куда-то. И вдруг Кришна становится тяжё-лым-тяжёлым, и Тринаварта падает на землю, его глаза выкатываются из глазниц.

Шакатасура (3-й демон).  После того, как Тринаварта немножечко утихает, когда я исчерпываю все свои аргументы и вижу, что Веды правы, а я дурак (это очень приятное ощущение), приходит Шакатасура (Тележка), который выглядит невинней всех остальных демонов.

Этот демон олицетворяет клише «У меня всё хорошо» – очень интересное явление в духовной жизни. Преодолев первую нестабильность и первые сомнения, человек начинает заниматься духовной практикой механически, – сосредоточиваясь в основном на обрядах, подобных грузу на телеге. Мы кладём Кришну под телегу обрядов, от которых Ему хочется спать. Мы хотим уничтожить Кришну, подменяя духовную деятельность материальной,

– не понимая смысла обрядов. Другая форма демона «у меня всё хорошо» ещё более опасная – когда человек от недостатка вкуса к духовной деятельности начинает бурно проповедовать и заниматься материальной деятельностью (строить храмы, например). Так бурно, что сам забывает о Кришне.

Кришна расправляется с этим демоном одним пинком. Если человек упорствует в этом своём механическом псевдопреданном служении, то Кришна готовит нам хороший пинок, который выведет нас из этого механического состояния, например, падение, боль, авария.

Ватсасура (4-й демон).  Это невинный игривый телёнок. Не получая вкуса от механического преданного служения, человек начинает ниспровергать авторитеты, говорить, что его обманули и что всё дозволено, начинает обвинять всех остальных в том, что они роботы.

Вместо того, чтобы понять свою ошибку, он пытается снизить стандарты, ниспровергая авторитетов и создавая вокруг себя круг последователей с более низкими принципами, хотя сам внутри понимает, что должен стремиться к самому высокому. Это Ватсасура блеет.

Если человек честен, он знает, что должен стремиться только к полной абсолютно бескорыстной преданности, поэтому слоган, убивающая Ватсасуру: «Не изменяй своему идеалу», – нет ничего плохого в падении, но мы никогда не должны снижать свой идеал.

Бакасура (5-й демон).  Это цапля, являющаяся символом лицемерия и притворства. Она изящно стоит на одной ноге с закрытыми глазами, делая вид, что медитирует, но только до тех пор, пока мимо не проплывёт лягушка. Это т.н. старшие преданные ищущие себе жертву.

Бакасура – это суммарное оскорбительное настроение, вырастающее из гордыни и злоупотребления своим положением в корыстных целях. Для избавления от этого настроенияо мы должны судить преданных не по внешним признакам, а по их внутренним достижениям.

Человек должен искать подлинной искренности в отношениях с другими людьми, а не подменять её. Он должен видеть в себе стремление к почестям и богатствам за счёт преданного служения, избегать соблазна быть обманщиком и обманутым – гнать от себя Бакасуру.

Кришна разрывает Бакасуру пополам, потому что это двуличие. Если человек продолжает преданное служение, рано или поздно Кришна приходит и помогает ему избавиться от этого лицемерия.

Агасура (6-й демон).  Это змея, глотающая друзей Кришны или синдром чистого преданного, выражающийся в жестокости по отношению к самым близким людям. Такой человек, гордящийся своей преданностью, начинает терроризировать своих близких и резать их «эгоцентризм».

Агасура, вползающий в наше сердце, превращает человека в террориста. Сколько людей, родственников и близких ушло из преданного служения пав жертвой Агасуры. Это фанатик. Такой человек забывает одну вещь: любовь к Богу не отделима от сострадания. Мы терроризируем своих близких из-за отсутствия человечности. Мы хотим сделать их виноватыми в своих неудачах.

Это шипение Агасуры в нашем сердце.

Если мы не победим жестокость в своём сердце, то она убьёт в нас Кришну, убьёт нашу любовь и преданность. Человек ни в коем случае не должен попадаться в ловушку этого демона. Когда человек делает это, когда он терроризирует своих близких под разными благопристойными предлогами, такой человек совершает тягчайшее оскорбление Бога. И Кришна не прощает ему этого.

Брахма (7-й демон).  Он крадёт мальчиков-пастушков. Это подмена преданного служения интеллектуализмом, – когда человек много читает и становится большим учёным. Когда человек слишком много беспорядочно читает, чтобы просто блеснуть, его зрение замутняется. Он перестаёт ясно видеть что есть что.

Преданное служение Богу очень простое, но мы с вами сложные, и мы не можем терпеть, что оно такое простое. Брахма смотрит на Кришну и говорит: «Ну не может Бог быть таким простым». Наше зрение замутняется и мы пытаемся измерить Бога своим интеллектом.

Бога можно понять только с помощью веры, которая приходит в результате служения, в результате общения с преданными, в результате чтения авторитетных священных писаний.

Кеши (8-й демон).  Это громко ржущая лошадь с высоко поднятым хвостом. Это гордость тем, что я преодолел все остальные препятствия, что я такой великий преданный, – когда у человека складывается «непреодолимый психологический комплекс новой аватары».

Т. о. эти 8 демонов олицетворяют 8 психологических комплексов человека. Слушая о соответствующих демонах, дети ненавязчиво развивают иммунитет к соответствующим психологическим комплексам, а повзрослев начинает понимать соответствующие психологические аспекты и сознательно работать над собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)