Отличительные особенности деловых игр

Характерной чертой деловых игр является симуляция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирующей во взаимодействии с субъектом принятия решения — человеком. Подобная комбинация допускает прямое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой. Тем самым открывается возможность экспериментирования с моделью комплексной экономической системы и изучения ее поведения в различных условиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — логический результат необходимости успешного управления большим хозяйственным целым. Игры могут быть средством, как подготовки руководящих работников, так и совершенствования управления конкретными экономическими единицами.

От остальных методов (математических и других) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируемом процессе. Коллективы участников игры выполняют здесь те же роли, что и при управлении конкретными системами, причем они могут решать предлагаемые ситуации как традиционно (прежде всего интуитивно), так и при помощи точных методов.
Прямое участие человеческого фактора в симулируемом управленческом процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректировать механизм модели, констатировать и учитывать влияние факторов, предварительно не включенных в модель.

Как и тесты, деловые игры выполняют функцию выявления и оценки (в том числе измерения) с помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности, ее знаний, умений, характерных черт и образцов поведения. В то же время деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют по сравнению с тестами ряд отличий:

  1. игра — это поведенческая коммуникация (если тесты предполагают ответы на вопросы или абстрактное, умственное решение задачи, то игра основывается на определенном поведении, действиях);
  2. игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, групповое взаимодействие;
  3. игра отличается сложностью и взаимозависимостью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие;
  4. игра предполагает имитацию реальной ситуации, для которой свойственна динамичность, изменчивость. Именно это позволяет выявить ряд поведенческих черт работника, которые почти невозможно установить с помощью обычных тестов;
  5. игра многофункциональна : наряду с функцией диагностики качеств и поведенческих черт работника, она може т выполнять функции обучения, тренинга и воспитания участников, а также решения исследовательских задач;
  6. единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер;
  7. оценка эффективности игры зависит прежде всего от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)