Основные методы обучения
Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели.
Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.
Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.
Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:
- По характеру познавательной деятельности (М. Н Скаткин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер):
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация);
- репродуктивные (решение задач, повторение опытов);
- проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи);
- частично-поисковые — эвристические;
- исследовательские.
- По компонентам деятельности (Ю. К. Бабанский):
- организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
- По дидактическим целям:
- методы изучения новых знаний,
- методы закрепления знаний,
- методы контроля.
- По способам изложения учебного материала:
- монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
- диалогические (проблемное изложение, беседа, дискуссия, решение кейсов).
Отдельно можно выделить методы по формам организации учебной деятельности.
По источникам передачи знаний (А. А. Вагин, П. В. Гора):
- словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;
- наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;
- практические: упражнение, лабораторная работа, практикум.
Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.
По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):
- сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование, алгоритм);
- поведение (упражнение, тренировка, тренажер);
- чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль).
Новое содержание образования порождает новые методы в обучении. Новые технологии (информационные, коммуникативные) порождают новые приемы и методы. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.
Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые, в свою очередь, представлены научными и учебными методами изучения математики.Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу