Методики учебной мотивации
Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.
В.А. Сухомлинский главной задачей педагога считал воспитание желаний, т. е. потребностей. Главная роль в этой педагогике отводится самовоспитанию ребенка. Мотивация не возникает произвольно, а служит показателем мастерства учителя.
Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.
Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.
При подготовке и проведении урока учитель не должен забывать, что не отдельные элементы урока должны быть для учащихся интересными, а необходимо в течение урока усложнять, наращивать трудности, требующие постепенного возрастания работы мысли, усилий воли, эмоционального заряда большей силы.
При рыхлости урока, со снижением интереса к отдельным его элементам, теряется привлекательность к теме занятия и слабеет познавательный интерес. Поэтому необходима система стимулов, постоянно поддерживающая и укрепляющая познавательный интерес как мотив учения.
Для формирования положительного отношения к учению ребенок должен знать «вкус к успеху» (В.А. Сухомлинский). В школе Сухомлинского не ставили плохих отметок, а иногда ставили завышенную, чтобы ребенок делал все возможное, чтобы эту отметку оправдать и заслужить.
Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, отказ от поиска подрывает готовность к активному поведению, к снижению самооценки. Поэтому необходимо учителю в своем поощрении «перегнуть палку».
В работе с отстающими детьми В.А. Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При этом необходимо воздействовать на личность ученика в целом, отдавая себе ясный отчет о том, в каком сочетании находятся различные свойства его личности и какие изменения происходят под влиянием педагогических воздействий.
Условия возникновения и развития интереса к учению:
- Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (проблемного характера).
- Учебный труд должен быть разнообразен.
- Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.
- Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.
- Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.
- Интерес связан с игрой. В процессе игры или смоделированной жизненной ситуации интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.
Уровень мотивации зависит от четырех факторов:
- Значимость достижения успеха. Например, ребенок ориентируется на мнение учителя и родителя, или получение морального, материального вознаграждения и т. д.
- Надежда на успех. Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.
- Вероятность достижения успеха. Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.
- Эталоны достижений. Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей — то это социальное сравнение.
Существуют три вида стимулирования познавательных интересов:
- при помощи содержания учебного материала;
- в ходе организации учебной деятельности (методы, средства и т. д.);
- на основе отношений.
Активизация класса осуществляется через методы управления:
- Метод хоровых ответов (вовлечение количества).
- Метод рецензирования ответа ученика.
- Метод «закрытой доски».
- Припоминание пройденного материала лучше делать с помощью учеников, а не самим учителем.
Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу