Беседа, наблюдение

В педагогической литературе беседа определяется как диалогический вид общения, при котором один из участников общения спрашивает, другой отвечает. Вопросы может ставить и учитель (ученик отвечает), и ученик (отвечает учитель или другой ученик). Но в большинстве случаев в беседе участвуют все учащиеся класса (так называемая фронтальная беседа).

В зависимости от уровня творческой познавательной деятельности учащихся выделяются следующие разновидности беседы: репродуктивная и эвристическая.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение изученного материала. В начале урока с помощью вопросов учителя учащиеся воспроизводят опорные знания и чувственные представления, необходимые для успешного восприятия и понимания нового учебного материала.

Беседа эвристическая (от слова «эврика» — я нашел) требует активных размышлений, направленных на создание проблемных ситуаций, которые следует решить на основе всестороннего анализа этих ситуаций, выдвижения предложений, сравнений, сопоставлений и т. п.

Эвристическая беседа применяется главным образом на этапе осмысления нового материала

На основе вопросов этого вида беседы учащиеся устанавливают внутренние объективные связи между самими объектами. Значительное место занимает эвристическая беседа в процессе обобщения и систематизации знаний.

Наблюдение

Наблюдением называется длительное целенаправленное восприятие определенных объектов (явлений) с фиксацией тех изменений, которые в них происходят, и на основании этих изменений выявление внутренних объективных связей и зависимостей, раскрытие сущности явления.

В программах по разным предметам, начиная с первого класса, предусмотрены задания для наблюдения за явлениями природы (погода, растения, животные), изменениями в обществе (жизнь, быт, труд людей).

Интересно
Наблюдения — эффективное средство накопления фактов и формирования у учащихся конкретных представлений, служащих опорой для необходимых обобщений.

Наблюдение как метод обучения является системой различных приемов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Главную роль в нем играет познавательная деятельность учащихся.

В соответствии с требованием к школе структура наблюдения как метода познания в общем виде включает следующие элементы: сообщение темы, целей и задач наблюдения — мотивация — воспроизведение опорных знаний и умений учащихся — их коррекция — формирование необходимых навыков и умений — постановка проблемы и поиски путей ее решения — дополнительный инструктаж — рассматривание объекта, анализ, обобщение наблюдаемых факторов — установление связей и отношений — формулирование выводов — интерпретация фактов в свете изучаемых научных положений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)